Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №61(2558) от 16.08.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5883
EUR:
2.6365
RUB:
4.2202
Золото:
148.24
Серебро:
1.69
Платина:
78.47
Палладий:
182.74
Назад
Проблемы и решения
18.02.2003 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЕВРОПЕЙСКИЙ СТАНДАРТ — слом недешевых барьеров

Во всем мире сформировано и реализуется особое отношение к малому бизнесу. Прежде всего -- через системы господдержки, предусматривающие меры по его развитию...

Пороговая величина, свидетельствующая о том, что в стране осуществлена критическая масса рыночных преобразований, созданы условия для эффективного использования инвестиций -- это 40% занятых в секторе малого бизнеса экономики страны. Эксперты Всемирного банка рассчитали ее, опираясь на опыт стран с переходной экономикой (Венгрии, Польши, Чехии, Эстонии и др.), успешно решивших проблему ускоренного экономического роста и повышения жизненного уровня населения.
 
Во всем мире сформировано и реализуется особое отношение к малому бизнесу. Прежде всего -- через системы господдержки, предусматривающие меры по его развитию. Проблемы, с которыми сталкиваются предприниматели, интернациональны -- это недостаточность собственного капитала, ограниченный доступ к заемным ресурсам, ограниченный спрос, условия конкуренции. Особо рассматривают барьеры, обусловленные политикой государства в отношении малого предпринимательства, в частности налоговой нагрузкой, трудностями доступа к информации и др. По определению, принятому в странах ЕС, административные барьеры -- это все обязательные административные процедуры, исполнение которых обусловлено требованиями, вытекающими из национального или международного законодательства. Преодоление их заключается в снижении затрат для малых предприятий при исполнении любых административных процедур.

У нас пока не научились подсчитывать издержки экономических агентов на устранение административных препятствий, в частности, сколько процентов от ВВП не досчитывается из-за них государство. Между тем в странах Европы, где уровень барьеров на пути развития малого бизнеса гораздо ниже, отработаны и действуют методики по оценке и учету затрат на преодоление административных барьеров в расчете на одно предприятие в год. Общий подход, на котором строятся расчеты, таков:

количество действий, необходимых для выполнения требований Х время на проведение этих действий Х тариф Х частота выполнения требований.

Административные издержки, вытекающие из законодательного или нормативного акта, в целом по стране рассчитываются путем умножения затрат предприятий на количество предприятий, которые обязаны выполнять конкретные требования. Необходимая информация об основных факторах административного бремени в вышеприведенном уравнении собирается с помощью опросов. В ходе их предприниматели дают свои оценки необходимого времени, размера заработной платы работника, занимающегося этим делом, и т.д. Расчеты показывают, что больше всего от административных препятствий страдают малые предприятия, поскольку при этом затраты в расчете на одного работника существенно различаются в зависимости от размера предприятия. Так, в странах ЕС для предприятия со штатом 1--9 работников они составляют в среднем 3500 EUR на человека, а для фирм со штатом 100 человек этот показатель равен 600 EUR. Те же данные применительно к США свидетельствуют о том, что затраты и время, связанные с бумажной работой и исполнением административных требований, обходятся для фирм с количеством персонала до 4 человек в 2090 USD в год в расчете на каждого работника. Расходы крупных фирм (с численностью персонала от 500 до 900 человек) на те же цели составляют примерно 120 USD в расчете на сотрудника. В целом же, показывает анализ, административные барьеры обходятся предприятиям в странах ЕС в сумму, составляющую порядка 3--4% от ВВП.

В соответствии с приведенной выше формулой расчета затрат снижение их можно обеспечить, изменяя те или иные переменные, относящиеся к определенному закону или нормативному акту, а именно:

тип требований;

время, необходимое для проведения действий;

затраты на оплату труда;

количество предприятий, вынужденных нести административное бремя.

Исходя из этого, вырабатывается государственная политика и стратегия, которая обычно включает: сбор информации и исследования относительно размера и областей присутствия административных барьеров; информационно-консультационную поддержку предприятий относительно требований к ним; совершенствование и упрощение форм отчетности; упрощение процедур, сокращение частоты их использования, а также сокращение количества организаций, требующих предоставления информации, модернизацию законодательства, экспертизу законопроектов на предмет устранения препонов на пути развития бизнеса.

Принимая во внимание опыт других стран, можно выделить различные механизмы, используемые органами государственной власти для устранения проблем в секторе малого бизнеса. Традиционный из них основан на применении общих норм законодательства, устанавливающих статус субъектов малого предпринимательства и направленных на обеспечение защиты их прав и законных интересов. Особенностью современного периода является более широкое использование процедур и мер институционального характера. В частности -- создания специальных комиссий по устранению барьеров. Их основная цель -- формирование благоприятных условий для развития предпринимательства. Такие комиссии созданы в Великобритании, Германии, Дании, Нидерландах, России, других странах. Решаемые ими задачи включают подготовку рекомендаций, анализ и координацию работы министерств и ведомств, отслеживание успехов в деле облегчения административного бремени.

Например, перед комиссией по административным барьерам Нидерландов была поставлена задача -- уменьшить административное бремя на 15%, а также подготовить рекомендации по способам снижения интенсивности информационного обмена между органами государственного управления всех уровней и частными предприятиями. Любопытны выводы, к которым пришли эксперты в ходе этой работы. Оказалось, что для получения желаемых результатов разовых мер недостаточно. Для получения ощутимого результата потребовались глубокие изменения культуры в целом, создание условий, в которых министерства и ведомства несут ответственность за административные барьеры, воздвигаемые ими в виде норм и правил, а весь процесс направляется и поддерживается независимой структурой.

В Беларуси создание системы для устранения необоснованных препятствий на пути бизнеса и координации вопросов исследования проблем предпринимательства через взаимодействие со структурами власти, предполагается осуществить в рамках Совместного проекта правительства и Программы развития ООН "Активизация предпринимательской деятельности через развитие партнерства государства и частного сектора", реализация которого началась во второй половине текущего года и рассчитана на два года. Проектом предусматривается создание межведомственной комиссии по устранению административных барьеров при развитии предпринимательства. До текущего года должны быть подготовлены проекты всех необходимых для этого нормативных документов, определяющих задачи, функции и полномочия комиссии. При проекте создан и действует Консультационный совет по предпринимательству, в состав которого вошли представители государственных органов управления, председатели профильных комиссий нижней и верхней палат Парламента Республики Беларусь, президенты основных общественных объединений и некоммерческих организаций предпринимателей, а также ведущие ученые страны в области предпринимательства. При необходимости при Консультативном совете могут создаваться специальные тематические рабочие группы. Первая рабочая группа экспертов образована для анализа опыта соседних стран в преодолении административных барьеров в области развития предпринимательского сектора.


 
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений