Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Факты, комментарии
31.07.2012 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЕВРОПЕЙСКИЙ СЕРВИС©

Столичная сеть мастерских по ремонту обуви СЗАО «Ялина» стала участником программы развития предприятий (EGP), финансируемой в нашей стране Европейским банком реконструкции и развития. Это должно приблизить бизнес к европейским стандартам, к тому, чтобы стать клиентом ЕБРР или привлечь иностранного инвестора, рассказал «ЭГ» директор компании Иван САДОВСКИЙ.

и консультант в сапогах

Столичная сеть мастерских по ремонту обуви СЗАО «Ялина» стала участником программы развития предприятий (EGP), финансируемой в нашей стране Европейским банком реконструкции и развития. Это должно приблизить бизнес к европейским стандартам, к тому, чтобы стать клиентом ЕБРР или привлечь иностранного инвестора, рассказал «ЭГ» директор компании Иван САДОВСКИЙ.

Сеть мастерских по ремонту обуви «Ялина» уникальна своим долгожительством на отечественном рынке. Она была основана как кооператив еще в 1926 г., после войны стала госпредприятием. В 1992 г. работники выкупили его у государства, и сегодня все акционеры — бывшие и действующие работники. Сейчас сеть объединяет 50 мастерских с годовой выручкой около 3 млн. USD. Поэтому Минэкономики включило ЗАО в реестр компаний, занимающих доминирующее положение на рынке, хотя в Минске ремонтом обуви занимаются 300 мастерских. «Это потому, что наша компания — «белая» — все через кассу, я «мучаю» своих работников ревизорами. Если исходить из здравого смысла, то мы не можем быть монополистом. Но Минэкономики подсчитало, что на «Ялину» приходится почти половина выручки всех обувных мастерских», — рассказывает И.Садовский.

Рост компании — главный критерий успешности, считает директор. Несмотря на все имеющиеся ограничения, надо расти, расширять ассортимент услуг. Помочь тут может программа ЕБРР. Она не предусматривает кредитование — лишь оплату консалтинговых услуг. Предприятию надо только встречать консультантов и выполнять полученные рекомендации. А вот их реализация влечет ряд инвестиционных затрат.

Например, консультанты определили, что сохранять компьютерные данные раз в месяц недостаточно. Это нужно делать ежедневно и хранить не в офисе, а в другом месте (вдруг — пожар). Были замечания по условиям труда работников: где необходимо поставить кондиционеры, где (в мелких пунктах) — профессиональную систему вентиляции. По настоянию консультантов введены требования к финансовой отчетности, поэтому финансовому директору придется повышать квалификацию. Консультант разработал дизайн мастерских. Теперь предстоит сделать ремонт, что потребует 70–80 млн. Br на каждую мастерскую.

Но главная задача — оптимизация производства. В Беларуси есть специалисты по поточным технологиями. А вот для полусотни отдельных ремонтных мастерских с высокой долей ручного труда отечественные консалтеры ничего предложить не могут. Теперь в рамках программы ЕБРР «Ялину» посетит немецкий консультант.

Европейский сервис

Когда-то, в советские времена, в план застройки новых микрорайонов входило создание дома быта или комплекса специализированных предприятий бытовых услуг — прачечных «Чайка», парикмахерских «Восход» и т.п. Все они располагались в помещениях, которыми управляло государственное объединение. С некоторых пор процесс распределения помещений для бытовых услуг в новых микрорайонах стал платным. Поэтому за последние 5 лет все помещения, которые строились для служб быта, проданы банкам и магазинам. Предприятия бытового обслуживания не могут выкупить нужные им 500 м2 за 500 тыс. USD, а покупать «кусками» бессмысленно, считает директор «Ялины». Европейский опыт — располагать бытовую службу в гипермаркетах — у нас пока не прижился. Мешает как дефицит этих торговых объектов, так и действующие в них ставки аренды, непосильные для «бытовки».

По мнению И.Садовского, выжить смогут только универсальные компании бытуслуг. Поэтому «Ялина» предлагает сегодня ремонт кожгалантерии, одежды и обуви, прием в химчистку, изготовление ключей, стремясь работать на европейском уровне.

Такие планы требуют немалых по белорусским меркам инвестиций. Например, открыть новый пункт в съемном помещении, которое приходится приспосабливать к своим нуждам, можно за 60–70 тыс. USD. Понадобятся профессиональная система вентиляции, мебель, оборудование.

Сейчас «Ялина» открывает новые мастерские в микрорайоне «Каменная горка». Для строительства мини-домов быта (если удастся получить разрешение) потребуется 300–400 тыс. USD на объект. Это будут небольшие точки, площадью 150 м2. Однако при обсуждении предложений ЗАО в Мингорисполкоме возникли противоречия, рассказывает И.Садовский. Проект чиновникам не понравился: под одноэтажное строительство земельные участки никто не даст. Городским властям нужны масштабы: объект площадью минимум 300 м2 с гарантированным объемом инвестиций — 2–3 млн. USD. По-видимому, чиновники у нас так избалованы многомиллионными предложениями инвесторов, что по мелочам размениваться им недосуг.

Такое отношение и подвигло «Ялину» на вступление в международную программу ЕБРР: укрупнив и качественно улучшив свой бизнес, можно рассчитывать на серьезные инвестиции.

Пока же менеджеры ЗАО вместе с консультантами проанализировали все аспекты управления предприятием. Хорошие оценки получила система планирования и менеджмент, которые практически не нуждались в улучшении. «Какие-то вещи мы сделали даже слишком хорошо для Беларуси, — отмечает И.Садовский. — Например, разработанный нами брендбук* получился слишком сложным. Пожалуй, мы перестарались, сделали его с маркетинговыми и социологическими исследованиями. Получилось слишком сложно и красиво. Поэтому был привлечен дополнительный специалист по маркетингу, который проработал наш брендбук и систему презентаций. В результате мы переосмыслили долгосрочную стратегию. Теперь мы открываем 5 новых подразделений как комплексные мастерские. Этот процесс сопряжен с новыми, чисто европейскими требованиями, выдвигаемыми консультантами. В их числе — новый взгляд на финансовые показатели и управленческий учет. Программа приближает нас к пониманию того, как на нас будут смотреть возможные будущие инвесторы».

Параллельно «Ялина» ремонтирует старые помещения. С помощью консультантов разработан дизайн мастерских, который меняет само отношение к услугам по ремонту обуви. Современный сапожник — это не человек в фартуке в грязном закутке. Новый интерьер мастерской «Ялины» на вокзале к сентябрю будет выглядеть почти как бутик. По мнению директора компании, настало время уйти от имиджа социально значимых услуг для бедных: «И мы, и наши клиенты хотят жить по европейским стандартам. Поэтому будем расширять бизнес за счет развития новых услуг, которые сегодня составляют в выручке уже 16%, а через 5 лет их доля возрастет до 50%».

Чтоб жизнь медом

не казалась

Стимулирует универсализацию бизнеса и государственное регулирование цен на услуги ремонта обуви. Сегодня здесь установлены предельные цены и ограничивается уровень рентабельности. Понять логику властей невозможно: подобные ценовые ограничения распространяются на ритуальные услуги, городские бани и ремонт обуви. Но первые два вида услуг дотируются из городского бюджета. А вот ремонтируя обувь, государственная или частная компания должны «уложиться» в заданные пределы за свой счет. Попытка И.Садовского узнать в Минэкономики, какова же методология отнесения услуг к социально значимым, завершилась весьма любопытно. Оказалось, что никакого обоснованного подхода нет. Просто чиновники по своему усмотрению составляют перечень. «Может, они по личному опыту сочли, что ремонт обуви у нас дорогой и поэтому его надо регулировать?» — размышляет на досуге директор «Ялины».

Тем не менее планы строительства мини-домов быта в новых микрорайонах ЗАО не оставляет. Со временем, укрупнившись, компания намерена вернуться к ним с учетом новой маркетинговой стратегии, когда будет больше шансов стать клиентом ЕБРР, полагает И.Садовский.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений