Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Финансы
12.03.2002 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЕВРОПЕЙСКАЯ МАТРЕШКА, или Двенадцать в одном

С 1 марта 2002 г. на территории 12 стран Экономического и валютного союза (ЭВС) единственным законным средством платежа стал евро.
С 1 марта 2002 г. на территории 12 стран Экономического и валютного союза (ЭВС) единственным законным средством платежа стал евро. Это событие выходит далеко за пределы европейской финансовой системы и не только имеет важное значение для интеграции этих стран, но и отразится на перспективах общеевропейского экономического сотрудничества и интеграционных процессах на постсоветском пространстве.

С технической точки зрения переход на евро оказался не просто успешным. Он превзошел многие ожидания и вызвал некоторую эйфорию. Европейцы поразительно быстро привыкли к новым банкнотам и монетам, и даже самые большие оптимисты из Европейской комиссии и Европейского центрального банка не могли себе представить, что беспрецедентный переход на новую валюту осуществится столь гладко. Правда, в свете предстоящих выборов в пяти странах зоны евро, в том числе Германии и Франции, единой валюте предстоит еще преодолеть не одно опасное экономическое препятствие.

В международном плане успешное введение наличного евро привело к заметному росту популярности идеи присоединения к ЭВС в Великобритании, Дании и Швеции. Руководство этих стран планирует провести общенациональные референдумы по этому вопросу в 2003 г., и в случае положительного решения они могут вступить в ЭВС в 2005 г. Определенный дискомфорт почувствовали не входящие в ЕС Швейцария и Норвегия, где евро как фактически параллельная валюта начнет постепенно вытеснять из оборота национальные валюты. Из неевропейских стран наибольший интерес к евро проявил Китай, который перевел часть валютных резервов из долларов в единую европейскую валюту.

Одним из внутренних последствий введения евро в большинстве стран ЭВС стал некоторый рост цен, что подтверждается не только национальными ассоциациями защиты потребителей, но и официальными органами. По данным Еurоstаt, оценка компонентов гармонизированного индекса потребительских цен в январе 2002 г. на более детальном уровне показала необычное повышение цен и, следовательно, наличие инфляции, вызванной введением евро, -- в основном в сфере услуг. В январе годовой уровень инфляции составил 2,5%, а не 2%, как предполагалось в декабре.

Введение единой валюты показало, как сильно отличаются цены на одни и те же товары и услуги в различных частях зоны евро. Например, банка "Кока-колы" стоит в Финляндии в 3 раза дороже, чем в Испании, 1 литр молока в Италии -- в 2 раза дороже, чем в той же Испании, цена на стандартный автомобиль "Рено-Меган" варьируется от 12.500 EUR в Люксембурге до 21.700 EUR в Финляндии. Эти различия могут стираться, если покупатели будут делать крупные покупки в странах, где они дешевле, или начнут активно пользоваться в этих целях Интернетом. В среднесрочной перспективе ожидается давление на цены со стороны покупателей с целью их снижения. Неизбежным следствием введения единой валюты становится постепенное выравнивание цен в странах ЭВС. Так, компания ВМW уже в январе объявила об установлении единых базовых цен в евро на свою продукцию во всех странах ЕС. В то же время ценовая прозрачность не приведет к резкому снижению цен, поскольку сохранение различий в налоговых ставках и расходах на оплату труда будет ограничивать гибкость цен.

После превращения 12 стран ЕС в единое валютно-финансовое пространство стал более наглядным и очевидным тот факт, что объединенная Европа экономически вполне сопоставима с США: так, на страны ЕС приходится 20,3% мирового ВВП (ЭВС -- 16,2%), на США -- 21,9%, объем экспорта: ЕС -- 20%, США -- 16,5%, при населении соответственно 302 млн. и 272 млн. чел.

Однако положительный эффект от введения евро будет непрочным, если его не дополнить структурными реформами в экономике (прежде всего необходимо реформировать рынки труда, энергетики и финансов) и ускорением интеграции политической. Вот почему в повестку дня намеченного на 15 марта 2002 г. Барселонского саммита ЕС в качестве приоритетной включена проблема либерализации европейской экономики, прежде всего рынка энергетики, транспорта и телекоммуникаций, финансов. На волне успеха введения наличного евро Европейский парламент в феврале 2002 г. одобрил план реформирования финансовой системы ЕС, согласно которому к 2005 г. в Европе появится единый интегрированный финансовый рынок. В качестве промежуточного шага к 2003 г. планируется интеграция национальных фондовых рынков. Основным моментом реформы является создание двух специальных комитетов -- по фондовому рынку (Еurореаn Sесuritiеs Соmmittее) и комитета регуляторов (Соmmittее оf Еurореаn Sесuritiеs Rеgulаtоrs), которые будут играть главную роль в создании единого финансового законодательства. Цель реформы -- обеспечение большей прозрачности сделок и рост объема операций (сейчас оборот европейского рынка составляет всего 50% от американского).

Наши соседи и евро

ЛИТВА. 1 февраля 2002 г. правительство Литвы приняло постановление о привязке курса лита к евро в соотношении 3,4528 LTL/ 1 EUR. Часть резервов Банка Литвы переведена из долларов в евро, доля которого достигает 75% резервов Литвы (совокупная сумма резервов в пересчете на евро сейчас составляет около 1,96 млрд. ЕUR). При стабильном лите по отношению к евро Литва сможет вступить в ЭВС в 2007--2008 гг. В таком случае Беларусь станет непосредственно граничить с зоной евро.

ЛАТВИЯ. В отличие от своих прибалтийских соседей, уже привязавших свои национальные денежные единицы к евро, Латвия занимает более осторожную и выжидательную позицию. По данным последних опросов, жители страны, несмотря на успешное введение наличного евро, весьма скептически относятся к этой валюте. На вопрос: "Нужно ли Латвии в будущем вводить евро, отказавшись от национальной валюты?" отрицательный ответ дали 51,8% респондентов, положительный -- 36,3%, 11,9% не определились.

РОССИЯ. В январе 2002 г. евро в России пользовался повышенной популярностью: например, по данным Сбербанка, доля продажи наличных евро в общем объеме продажи банком наличной иностранной валюты в январе составила 10,2%, что в 3 раза выше доли продаж немецкой марки в 2001 г. Однако это оказалось лишь временным ажиотажем, уже к февралю ситуация стабилизировалась и дневной уровень продаж наличного евро сравнялся с уровнем продаж марки. Тем не менее, по оценкам экспертов, евро может занять до 30% российского рынка наличной и 40--50% безналичной валюты. Ряд крупных российских компаний и банков начал размещать номинированные в евро облигации. Так, Газпромбанк разместил 200 млн. ЕUR. Однако реальный прорыв европейской валюты в Россию станет возможным только после того, как появятся котировки в евро на экспортируемое сырье: 85% сырьевого экспорта имеют котировки в долларах. В основном по этой причине положение доллара как основной валюты внешнеторговых операций крупных экспортеров пока незыблемо, и в ближайшем будущем ожидать коренного изменения ситуации не приходится.

УКРАИНА. В принципе появление евро в Украине было воспринято без большого ажиотажа и пока не оказало заметного влияния на валютный рынок страны. Так, по данным НБУ, на безналичном межбанковском рынке удельный вес операций с евро не превышает 10%, в обороте обменных пунктов -- около 6%, в то время как оборот операций с долларом США -- свыше 81%. В то же время в Украине интерес к евро диктуется в большей мере геополитическими соображениями: как известно, в феврале 2002 г. президент Украины Л.Кучма поставил перед правительством задачу обеспечить вступление Украины в ЕС до конца 2011 г.

Евро и белорусская экономика

В январе 2002 г. руководство Нацбанка сделало ряд заявлений, в которых приветствовало введение евро как пример успешной реализации проекта валютной интеграции. Так, 23 января председатель правления Нацбанка П.Прокопович, положительно оценив введение евро, заявил: "Мы заинтересованы в том, чтобы евро стал для нас второй валютой после российского рубля, поскольку Европа является вторым торговым партнером для Беларуси после СНГ".

Как и прогнозировалось, каких-то заметных изменений в практику работы валютного рынка появление наличного евро не внесло. В январе и первой половине февраля белорусские банки обменивали немецкие марки и другие национальные валюты ЭВС на белорусские рубли, некоторые меняли их напрямую на евро, некоторые принимали на инкассо. К середине февраля 2002 г. этот процесс завершился. Определенный интерес, больше напоминающий любопытство, был проявлен к новой валюте и со стороны населения: по данным НБ, в январе было продано населению свыше 6 млн. ЕUR. Доля евро в торгах на Белорусской валютно-фондовой бирже в январе несколько превысила долю немецкой марки, но была несопоставима с долларом: так в январе 2002 г. на торгах продано 11,6 млн. ЕUR против 149,6 млн. USD, средний объем сделок на одной торговой сессии составлял 578 тыс. ЕUR против 7,5 млн. USD. В общем объеме торгов доля доллара составила 72%, российского рубля -- 22%, евро -- 5,3%. Что касается белорусского фондового рынка, то введение евро на него никак не повлияло, поскольку белорусские ценные бумаги котируются либо в белорусских рублях, либо в долларах. Об изменении доли евро в золотовалютных резервах пока информации нет.

Что касается средне- и долгосрочной перспективы, то мало кто сомневается, что значение единой европейской валюты для нашей экономики будет неуклонно возрастать и доля евро будет увеличиваться как во внешнеторговом обороте, так и в валютных резервах, хотя процесс этот будет медленным и постепенным.

Интересно, что введение наличного евро явилось своеобразным катализатором интеграционных процессов на постсоветском пространстве. Так, на девятом заседании Межбанковского валютного совета России и Беларуси (Псков, 4 февраля 2002 г.) неоднократно подчеркивалось, что введение евро дает хороший пример валютной интеграции, а на четвертой встрече руководителей центральных банков Евразийского союза (Минск, 22 февраля 2002 г.), на которой обсуждались перспективы гармонизации банковской и финансовой политики стран-членов, появление валютных союзов признано закономерным и перспективным. Глава Нацбанка Казахстана Г.Марченко на итоговой пресс-конференции заявил, что на подготовку к введению единой валюты Евразийского союза потребуется 5--7 лет.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений