Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы
picture
USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Интеграция
04.06.2004 4 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Евро - журавль в небе, а рубль - та самая синица...

По мнению профессора Российской академии наук Руслана Гринберга, в условиях расширения ЕС нашей стране приходится выбирать между двумя сценариями: консолидацией в рамках Союзного государства либо европейский вектор интеграции. У России нет никаких шансов когда-либо вступить в ЕС, уверен Р.Гринберг, а вот у Беларуси - есть...

По мнению профессора Российской академии наук Руслана Гринберга, в условиях расширения ЕС нашей стране приходится выбирать между двумя сценариями: консолидацией в рамках Союзного государства либо европейский вектор интеграции. У России нет никаких шансов когда-либо вступить в ЕС, уверен Р.Гринберг, а вот у Беларуси - есть. Причем сделать это нашей стране будет даже легче, чем Украине (в 5 раз меньшая численность населения при большей развитости в целом). Конечно, России такой альянс не безразличен, поэтому она предпочла бы превращение Союзного государства в более реальное образование. Стимулировать этот процесс может лишь введение общей валюты. Ранее Р.Гринберг исключал такой вариант в принципе, но сегодня считает, что это вполне возможно. Своими аргументами он поделился с корреспондентом "НЭГ".

- Руслан Семенович, почему вы считаете возможной валютную интеграцию сейчас?

- Введение общей валюты России и Беларуси - это мощное средство интеграции. Вы выиграете от этого экономически. Проблема в одном - у Беларуси есть и другие шансы, например, связанные с вхождением в ЕС. Вопрос в том, "жертвовать" ли национальной валютой ради евро или рубля. Если бы выбор был равноценный, то можно было бы думать о том, кому отдать предпочтение. Пока же евро - это журавль в небе, а рубль - синица в руках. Нужен компромисс: Беларусь соглашается с тем, что эмиссионный центр находится в Москве, а Россия делает серьезную финансовую интервенцию, чтобы компенсировать издержки перехода на рубль. Политическому руководству это отчасти невыгодно, поскольку связано с утратой денежного суверенитета. Кроме того, народ уже сжился с ощущением независимости и не хочет подчиняться ни Москве, ни Брюсселю. Но выбор такой все равно придется делать, потому что не может быть, чтобы маленькая республика в центре Европы не была организована в какой-либо блок.

- Почему вы полагаете, что в создании Союзного государства политические лидеры неоправданно "забежали вперед"?

- Союзное государство - это крона или венец, как говорит лидер вашего государства. Вот начали строить с него... Если сейчас по политическим мотивам разойтись, что изменится в жизни людей, белорусов и россиян? Ничего. Потому что его нет, не может разрушиться то, чего нет.

- После тезиса о необходимости Конституционного акта как залога создания Союзного государства у местных остряков появилась шутка: сколько актов не совершай, из них все равно ничего не родится... Почему?

- Ответ и лукавство обеих сторон в том, что у них нет интереса, и эта проблема неразрешима. Россия не может дружить на равных. Не потому, что мы такие империалисты, а просто потому, что мы - большие. А Беларусь не может подчиняться, вот и все. Что из этого может получиться? Почему Евросоюз имел хорошую историю? Одного интереса к объединению мало. Здесь понимали, что в альянсе легче реализовывать собственные проекты. Англия, Франция - государства примерно одного уровня, но у них издавна свои игры. Выбирая, брать или давать, рассматриваются тысячи вариантов компромисса. При этом все понимают, что помимо собственных интересов есть и нечто общее. У нас этого нет, мы большие очень, а вы - очень маленькие.

Ну что, мы станем с Молдовой, например, согласовывать введение пошлин? Мы говорим: вливайтесь к нам - и будете субъектом федерации. В этом смысле Путин прав, он не прав лишь по форме, когда говорит о мухах и котлетах...

Вы можете сказать: вот есть Норвегия, Исландия, Швейцария, которые не участвуют в европейской интеграции, а живут лучше всех. Почему? Отвечу: де-факто они все же интегрированы. В Беларуси же побудительные мотивы к интеграции пока вялотекущие, как в Украине. Все зависит от руководства.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by