$

2.1120 руб.

2.4170 руб.

Р (100)

3.2096 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

«ЕВРАЗИЯ» нерентабельна

20.06.2018
«ЕВРАЗИЯ» нерентабельна
Фото: Иван Шаповалов / ТАСС

Проект высокоскоростной железной дороги "Евразия" из Пекина через Россию и Беларусь, который уже прозвали "Новым шелковым путем" в ЕС, является нерентабельным, подсчитала компания – крупнейший железнодорожный строитель КНР China Railway Eryuan Engineering Group, проанализировав финансовые и технические риски проекта.

Свою оценку компания представила в российско-китайскую рабочую группу, которой предстоит принимать решение о реализации проекта.

По расчетам CREEG, общая стоимость магистрали протяженностью 9,5 тысячи км, которая должна соединить Китай, Казахстан, Россию, Беларусь и Польшу до Германии, составит 9,8 трлн. RUB. Это на 40% выше российской оценки, которая составляет 7 трлн. RUB. Российский участок самый дорогой, он будет стоить почти половину всего проекта.

Чтобы окупить магистраль, процентную ставку по привлеченным кредитам придется опустить почти до нуля, тогда окупаемость укладывается в горизонт 27 лет, а внутренняя норма доходности составит 2,88%.

Если же исходить из текущих параметров проекта, предполагающих, что 60% средств будет привлечено в виде долга, проект не окупится никогда. В свои расчеты CREEG закладывает ставку по кредитам в 5,75% годовых, что почти вдвое ниже рыночных условий для бизнеса в России.

Оплачивать проект придется из средств налогоплательщиков, следует из китайских оценок. "Каждой из стран необходима поддержка правительства и принятие комплексных мер", – cчитают в CREEG. По оценкам компании, из-за "слабой рентабельности, способность возврата суммы долга и процентов слаба".

"Во всем мире высокоскоростные магистрали находятся на грани окупаемости, но цель таких проектов – не прибыль, а интеграция регионов в единое логистическое и экономическое пространство", – комментирует управляющий партнер группы Veta Илья Жарский.

Для окупаемости нужно либо снижать кредитную ставку, либо уменьшать объем заемных средств (то есть инвестировать "живые деньги"), либо повышать стоимость билетов для будущих пассажиров и стоимость перевозки грузов, перечисляет он.

Хотя проект китайского "шелкового пути" удобен политически и Пекину, и Москве, на деле он представляет из себя химеру: Фонд Шёлкового пути (ФШП) на 40 млрд. USD был создан уже три года назад, но за это время поучаствовал лишь в 5 проектах, а Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) выдал кредитов всего на 2 млрд. USD, отмечает аналитик ЦМИ Сбербанка Василий Носов.

"По итогам 3,5 лет не существует даже конкретной карты наземного маршрута грузоперевозок из Китая в Европу. Имеется лишь список заявленных "экономических коридоров" - "Китай-Россия-Монголия", "Китай-Центральная Азия-Западная Азия" и т.д., которые Китай вписывает в перечень проектов "Пояса и пути", хотя изначально они таковыми не были", - напомнил эксперт.