$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ЕТС — для всех

04.05.2010

Продержавшись почти 8 лет после того как согласно Декрету от 18.07.2002 № 17 применение ЕТС стало обязательным, Инструкция о порядке применения Единой тарифной сетки работников Республики Беларусь, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 20.09.2002 № 123, заменена новым нормативным актом. Найдет ли в нем бизнес радикальное упрощение системы оплаты труда, о котором так долго говорится?

Максим ЗНАК, директор юридической фирмы «ЮрЗнак»

Изначально в Инструкции № 123 были закреплены достаточно жесткие нормы тарификации и порядка определения тарифных ставок (окладов), которые постепенно смягчались с каждым из 11 изменений, внесенных в этот документ за долгие годы. Вместо единственного возможного разряда появились диапазоны разрядов, вместо закрытого перечня оснований повышений — возможность самостоятельно увеличивать тарифные ставки (оклады) до 300% и т.п. Однако неизменной всегда оставалась обязанность документально обосновать размер выплачиваемой зарплаты.

Каждая поправка влекла необходимость внесения изменений в штатные расписания всех либо некоторых организаций. Из-за сложности самой системы и специфики ее изложения в Инструкции № 123 разобраться в применении ЕТС было весьма сложно, а ошибок в составлении штатных расписаний (особенно до принятия последних широкомасштабных изменений

в Инструкцию № 123) — множество.

С 1 июня Инструкция № 123 уйдет в прошлое. Ей на смену приходит Инструкция о порядке определения тарифных ставок и должностных окладов работников коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей, утв. постановлением Минтруда и соцзащиты от 26.04.2010 № 60. Ее основное нововведение — разные правила применения для коммерческих организаций с долей собственности государства более 50% и для остальных субъектов хозяйствования.

Для госорганизаций Инструкция № 60 обязательна и применяется для тарификации профессий (должностей) работников и определения их тарифных ставок и должностных окладов. Коммерческие организации с иностранными инвестициями, и те, в уставном фонде которых доля собственности государства составляет менее 50%, и индивидуальные предприниматели применяют Инструкцию № 60 для тарификации профессий (должностей) работников в соответствии с локальными нормативными правовыми актами. При этом тарифные коэффициенты по профессиям (должностям) устанавливаются не ниже тарифных коэффициентов, указанных для соответствующих категорий работников в приложениях 1, 2 и 3 к Инструкции.

Вообще-то и сегодня тарификация во всех организациях проводится на основании локальных НПА. В связи с отменой правила о группах ставок руководителей и специалистов в тех случаях, когда нанимателю предложен диапазон разрядов, выбор конкретного разряда в силу п. 5 Инструкции № 123 производится в порядке, определяемом нанимателем. Однако в таком случае не может возникнуть проблем с устанавливаемыми тарифными коэффициентами, поэтому очевидно, что Инструкция № 60 предполагает большую свободу нанимателей при тарификации.

Интересно, что, если в Инструкции № 123 под тарификацией понималось отнесение выполняемых работ к конкретным тарифным разрядам (профессиям, должностям) и присвоение работникам соответствующей квалификации, то в Инструкции № 60 понятие тарификации дополнено также отнесением выполняемых работ к кратным размерам тарифной ставки 1-го разряда.

Но вряд ли в частных организациях будет достаточно установить кратный размер тарифной ставки 1 разряда для каждого из работников, и обойтись без присвоения разрядов вообще?

Во-первых, обязанность производить оплату труда на основании ЕТС установлена Декретом № 17. Минтруда и соцзащиты слегка отклонилось от этого правила при разработке Инструкций № 123 и № 60. Согласно приложениям к ним в 275 случаях рабочим установлен кратный размер тарифной ставки 1 разряда, а не тарифный разряд и соответствующий ему тарифный коэффициент. Таким образом, в данных случаях оплата труда производилась не на основании ЕТС, а соответствующей инструкции. Но что позволено министерству, то не позволено нанимателю, и тарифные разряды работникам, вероятно, все же придется присваивать.

Во-вторых, ссылка в п. 2 Инструкции № 60 на тарифные коэффициенты свидетельствует о необходимости присвоения тарифных разрядов, поскольку первые соответствуют вторым и отдельно существовать не могут. Любопытно, что в п. 2 Инструкции № 60 тарифными коэффициентами названы также кратные размеры тарифной ставки 1 разряда, содержащиеся в приложении № 2.

Итак, можно предположить, что частным нанимателям разрешили устанавливать произвольные тарифные разряды, при условии, что соответствующий тарифный коэффициент не будет ниже, чем тарифный коэффициент (или кратный размер тарифной ставки 1 разряда), определенный для работника такого же уровня по правилам Инструкции № 60. Прямо не указано, какой разряд считать «соответствующим», и ниже какого нельзя опускаться, в том случае, если нанимателю предложен диапазон тарифных разрядов. Видимо, нельзя опускаться ниже нижнего значения тарифного коэффициента из диапазона разрядов, установленных ЕТС.

В известной степени это можно считать либерализацией оплаты труда. Но далеко не каждый наниматель рискнет воспользоваться новыми возможностями, пока не выяснятся все их нюансы.

Тарифная часть зарплаты

В отличие от госорганизаций, для частных нанимателей не предусмотрено, что инструкция применяется для определения тарифных ставок и должностных окладов. Что делать после определения тарифного коэффициента? Можно ли устанавливать повышение до 300% и учитывать их для целей налогообложения и ценообразования?

Согласно ст. 131 НК законодательством могут быть определены затраты, не учитываемые при налогообложении. В сфере оплаты труда продолжают действовать ограничения касающиеся размера надбавок и премий — до 80% от суммы тарифных ставок (окладов), сдельным расценкам — согласно Декрету от 23.01.2009 № 2. Максимальный размер тарифной ставки 1 разряда в настоящее время не ограничен, и тарифная часть зарплаты выступали Декрет № 17 и Инструкция № 123.

Представляется, что повышение тарифной части зарплаты в пределах 300% не будет нарушением — с учетом того, что в п. 1 Инструкция № 60 все же устанавливает механизм дифференциации тарифных ставок и должностных окладов работников на основании ЕТС. При этом в налоговом законодательстве не говорится, что такие затраты не должны учитываться для целей налогообложения.

Однако в Инструкции № 60 имеется огромное «белое пятно» на месте правил расчета тарифной части заработной платы для негосударственных организаций.

Не забыть Декрет № 17?

Исходя из норм Декрета № 17, при оплате труда на основании ЕТС должны учитываться сложность и условия труда работников, их квалификация. Не будет ли нарушением, если мы, например, установим ведущему специалисту — 15-й разряд, а уборщику помещений — 27-й? Если да, то неясно, где грань дозволенного, и как ее определить при отсутствии каких-либо правил. Если нарушения нет, то ЕТС остается набором чисел, лишь осложняющим расчет зарплаты. Приходится ждать официальных комментариев специалистов Минтруда и соцзащиты о том, что, собственно, имелось в виду в новой инструкции. О четкости, ясности и однозначности формулировок иных нормативно-правовых актов, понятных без разъяснений и семинаров, по-прежнему остается лишь мечтать. Как, кстати, и о предварительном публичном обсуждении проектов нормативных актов.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях