Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №5 (2502) от 21.01.2022 Смотреть архивы
USD:
2.5752
EUR:
2.9187
RUB:
3.3594
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Мнения
21.01.2003
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Этот неоднозначный режим торговли

Когда государство перераспределяет половину валового внутреннего продукта, облагая налогами валовой доход, добавленную стоимость, сбережения и прибыль, естественной реакцией предприятий и предпринимателей является поиск законных способов уменьшения н...

Когда государство перераспределяет половину валового внутреннего продукта, облагая налогами валовой доход, добавленную стоимость, сбережения и прибыль, естественной реакцией предприятий и предпринимателей является поиск законных способов уменьшения налоговой нагрузки. Добиться этого можно несколькими способами: 1) пролоббировать выдачу индивидуальных льгот или дотаций, 2) получить отраслевые привилегии, 3) использовать противоречия и разночтения в многочисленных подзаконных актах. Их принимают десятки министерств и ведомств, которые при существующем порядке не могут координировать свою деятельность. Комиссионная торговля как раз попадает в третью категорию.

Схема проста

На сегодняшний день данный тип торговли регулируется приказом Министерства торговли от 30.05.97г. N 73 "Об утверждении временных правил комиссионной торговли непродовольственными товарами", последняя модификация которого производилась постановлением Минторга от 6.05.2002г. N 22. Согласно данному документу речь идет о продаже "как новых, так и бывших в употреблении, но не требующих ремонта и чистых в санитарном отношении" товаров. Действие правил продажи "распространяется на товары, принятые на комиссию от граждан Республики Беларусь, иностранных граждан, лиц без гражданства, а также от субъектов хозяйствования -- излишние материальные ценности, которые могут быть проданы населению".

Режим комиссионной торговли гораздо чаще используют юридические, чем физические лица. К примеру, некая российская компания с белорусским капиталом передает на комиссию в Беларусь компьютеры или стиральные машины. Передает не первому встречному, а своим же друзьям по бизнесу. Использование такой схемы прежде всего позволяет резко сократить объем уплачиваемых налогов. Скажем, в Беларусь из России завозится сотовый телефон или принтер стоимостью 100 USD. Если бы такой же товар импортировался в Беларусь в режиме нормальной торговли, то фирме надо было бы тут же выложить около 30% (НДС и пошлина), потом добавить к цене все оборотные и прямые налоги, операционные издержки, прибыль и т.д. Все эти "накрутки" плюс прибыль легко могли бы довести цену телефона до 200 USD. В случае комиссионной торговли устанавливается вознаграждение в размере 3--5% от цены товара, что дает нам продажную цену 105 USD. Все интересы собственника скрыты в цене, по которой данный товар принят на комиссию. Комиссионер уплачивает налоги не со 100 USD, а с надбавки, т.е. с 5 USD. Даже если он заплатит в совокупности 3 USD, то это в 15--20 раз меньше, чем в случае обычного режима торговли. Реализация такой схемы не требует чрезмерных затрат или получения научных степеней. Работая в такой системе, можно вообще не бояться налогов. Что можно собрать с комиссионного вознаграждения в 1% от цены товара?

Телефоны и лекарства на вес

Мало кто подозревает, что подавляющее большинство сотовых телефонов, которые продаются в Минске и областных центрах, на самом деле реализуются в режиме комиссионной торговли. Они, конечно, новые, но едва ли прошедшие все необходимые процедуры легализации данных радиоэлектронных устройств в нашей стране. По оценкам специалистов, потери бюджета на сотовых телефонах составляют около 1 млн.USD в месяц. Минчане любуются красочной рекламой фирмы Sаmsung. При этом ни одного сотового телефона этой компании не было напрямую ввезено в Беларусь. Спрашивается: "Что рекламирует данная компания?" Иностранцы на своем рынке не очень-то позволяют развиваться серому бизнесу. В бедных странах транснациональные корпорации любят говорить о бизнес-этике, но на деле о ней часто забывают. Почему бы государственному управлению не провести антидемпинговое расследование в отношении продажи сотовых телефонов данной и других фирм на территории Беларуси? При 40 тыс. подключений сотовых телефонов официально регистрируется всего 1500--2000 аппаратов. Дошло до того, что челноки стали возить сотовые телефоны на вес. 12 сотовых телефонов растаможиваются за 4 USD, т.е. один телефон обходится в 30 центов. При нормальной схеме за один телефон надо было бы "отдать государству" до 30 USD. Государственная инспекция Республики Беларусь по электросвязи (БелГИЭ) зарегистрировала всего 70 тыс. аппаратов, а абонентов сотовой связи в Беларуси -- свыше 400 тыс. Таким образом, сегодня "белый" рынок сотовых телефонов окончательно побежден "черным".

Такая же процедура используется и при ввозе лекарств. Менеджеры на данном сегменте рынка утверждают, что только около 30% продаваемых лекарств прошли официальную процедуру растаможки. Таким же образом продаются автомобили, компьютеры, принтеры, телевизоры и другая бытовая техника. Они ввозятся физическими лицами и тут же сдаются в комиссионки. Посрамлен Мингорисполком со своими 5% налогов с торгового оборота, потому что комиссионным товарам данный налог не страшен. Даже если в 2003г. местные исполкомы введут 15% налог на розничную торговлю импортными товарами, то это еще больше будет стимулировать торговлю по договорам комиссии. За 10 месяцев 2002г. объем торговли непродовольственными товарами составил 3,26 трлн. рублей, или около 1,8 млрд.USD. Даже если взять минимальный объем продажи товаров по комиссионной схеме и "серый оборот" в 20--25% от этого объема, все равно получается, что бюджет в год теряет около 100 млн.USD.

Победители и побежденные

Кому выгодно и кто страдает от такого порядка торговли? В первую очередь существующая система наказывает импортеров, которые решили напрямую завезти товар из-за границы и растаможить его по-честному, т.е. уплатить все налоги и сборы в полном объеме. Жертвами могут считать себя те организации, которые работают не по договорам комиссии. Их цены должны быть по определению гораздо выше, чем у комиссионных конкурентов, что резко снижает их конкурентоспособность. Минфин, погнавшись за высокими налогами и будучи не в состоянии перекрывать все "лазейки" отраслевых министерств (в данном случае Минторга), также может зачислить себя в разряд пострадавших. "Победителями" являются: 1) чиновники, сознательно или неосознанно санкционирующие торговлю по договорам комиссии и комиссионными товарами; 2) продавцы, которые ввозят товар по "серым" схемам и продают его в Беларуси через комиссионную торговлю; 3) теневые структуры, которые продают услуги "крыши" и получают свое вознаграждение. Несомненно, в значительной степени выигрывают и потребители, которые получают возможность покупать более дешевые товары.