$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Эти «живучие» приписки...

21.08.2007

Поправки в Кодекс об административных правонарушениях, ужесточающие ответственность за искажение данных государственной статистической отчетности, ее непредставление или несвоевременное представление, готовятся к рассмотрению на очередной парламентской сессии.

Этот законопроект, а вместе с ним и проблему приписок, депутатский корпус уже неоднократно обсуждал. Например, летом 2006 г. после дискуссии, развернувшейся на заседании Постоянной комиссии по бюджету, финансам и налоговой политике, было принято решение рекомендовать правительству доработать документ с учетом предложений и замечаний парламентариев. Однако через полгода, когда поправки в КоАП были вынесены на пленарное заседание, в ходе обсуждения выяснилось, что практически никаких корректировок не сделано и на рассмотрение представлен первоначальный вариант.

Выступавшие не согласились с доводами разработчиков о том, что законодательство лишь приводится в соответствие с Декретом от 23.12.2005 № 19 и практически никаких новых норм не содержит. Поддержав стремление правительства бороться с искажением и несвоевременным представлением статотчетности, депутаты указали на ряд недостатков предложенного проекта. Так, отдельные расплывчатые формулировки, по их мнению, позволят (после вступления законопроекта в силу) налагать большие штрафы не только за представление заведомо ложных сведений, но и, например, за непреднамеренные технические ошибки, допущенные при наборе. Звучали вопросы и по поводу размера санкций для разных категорий работников: для должностного лица, у которого обычно в подчинении есть специалисты, верхняя штрафная планка ниже, чем для индивидуального предпринимателя. Отдельные участники дискуссии, отстаивая принцип «наказание должно быть адекватно преступлению», призывали снизить минимальную планку наказания с 50 до 5 БВ.

Тогда по итогам голосования документ отправили в комиссию на доработку.

НО ПОЧЕМУ же приписки столь живучи? По мнению ряда депутатов, пытавшихся ответить на этот вопрос в ходе пленарных заседаний при обсуждении поправок и в Уголовный кодекс, и в КоАП, директора организаций нередко идут на риск и осознанно показывают в отчетах липовые цифры, которые нужны «для того, чтобы организация, район или область могли отчитаться об успешном выполнении показателей». При этом нарушители рассуждают так: приписки выявляются не всегда, а за невыполнение показателей обязательно накажут, могут и с работы снять.

На недавно состоявшемся заседании постоянной комиссии депутат Федор Стриков озвучил цифры, «подтверждающие тенденцию сокращения числа искажений статотчетности»: в 2004 г. было выявлено 1,5 тыс. таких правонарушений, в 2005 г. — 1,3 тыс., в 2006 г. и по 1 мая 2007 г. — всего 476. В общей массе рассмотренных судами дел подобные правонарушения составляют всего лишь 0,1%.

Судя по этим данным, прогресс налицо. И все же одержать полную победу в войне с приписками пока не удается — об этом свидетельствуют итоги проверок, обнародованные Комитетом госконтроля. Директора организаций по-прежнему нередко «забывают» отразить в отчетах задолженность по зарплате, приукрашивают финансово-хозяйственные показатели, приписывают объемы сбора зерновых и выполненных строительно-монтажных работ, немало нарушений обнаружено в расходовании бюджетных средств, выделенных на развитие агрогородков.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ постоянной комиссии Сергей Киселев, обосновывая необходимость ужесточения наказания, отметил, что «дутые завышенные цифры» никому не нужны. Статотчетность влияет на экономическую безопасность государства, ее искажение или несвоевременное представление может привести к принятию неверных управленческих решений, в том числе в масштабах страны. По его словам, «закон должен заставить должностных, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не прикрывать искаженной статистической отчетностью свою бесхозяйственность».

Однако для того, чтобы депутатский корпус проголосовал за этот документ, его к началу осенней сессии следует доработать таким образом, подчеркнул С.Киселев, чтобы в нем не осталось «ни одного противоречия, ни одной нестыковки».

Какой будет окончательная редакция законопроекта, станет ясно после доработки и согласования документа с правительством и рядом министерств. Однако можно не сомневаться, что при любом раскладе штрафные санкции за искажение статотчетности будут высокими.

Напомню, что согласно предлагаемым поправкам за предоставление органам статотчетности искаженных данных, за их непредставление или несвоевременное представление в отношении должностных лиц применяется штраф в размере от 50 до 120 базовых величин. Юридические лица заплатят от 100 до 200 БВ, а индивидуальные предприниматели — от 50 до 150 БВ.

Если же нарушение произошло повторно в течение года, то штраф составит соответственно 150-350 БВ; 200-450 БВ; 150-400 БВ.

Анна ФЕДОРОВА