$

2.1254 руб.

2.4175 руб.

Р (100)

3.1964 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Цены

Этапы бензинового роста

18.03.2017

Белнефтехим обещает, что резкого роста цен на нефтепродукты не будет. Цены на моторное топливо будут расти «поэтапно и постепенно» вслед за конъюнктурой рынка.

За последнее время конъюнктура нефтяного рынка значительно ухудшилась, говорится в сообщении, опубликованном на сайте концерна. Постепенно сокращается соотношение котировок нефти и экспортной корзины нефтепродуктов, что отрицательно влияет на эффективность нефтепереработки.

В России с 2015 года в нефтяной сфере реализуется «налоговый маневр», который приближает цену на нефть для Беларуси к мировой. За период с января 2015 года до марта 2017 года цена нефти для белорусских нефтеперерабатывающих заводов выросла на 75%. По всем существующим экономическим законам увеличение стоимости сырья неизбежно приводит к увеличению стоимости готового продукта.

В то же время цены на автомобильное топливо в Беларуси не менялись более 2 лет. За этот период в результате девальвации белорусского рубля цены на нефтепродукты в долларовом эквиваленте снизились на 25%. В январе 2015 г. 1 литр автобензина АИ-95 стоил 0,83 USD, в марте 2017 г. – 0,62 USD, а дизтоплива – 0,86 и 0,64 USD соответственно.

Цены, сформированные в начале 2015 года, были рентабельны для производителя при цене нефти около 45 USD за баррель и курсе белорусского рубля 1,4 USD/BYN. Теперь цена нефти выросла до 52 USD за баррель, курс доллара США составляет 1,9 USD/BYN, увеличились в 1,5 раза акцизы, а новый этап «налогового маневра» на 23,7 USD ухудшает эффективность НПЗ на каждой тонне сырья.

Под влиянием конъюнктуры рынка рентабельность производства и реализации моторного топлива на внутреннем рынке Беларуси стала отрицательной.

При этом в середине марта розничные цены на бензин на российских АЗС уже превысили уровень белорусских (в Москве – на 6%, в Смоленске – на 2%). В Украине цена на дизельное топливо выше, чем в Беларуси, на 27%, на бензин АИ-95 – на 46%. В Литве, Латвии, Польше ДТ дороже белорусского на 75%, бензин АИ-95-К5 – на 85-97%.

Активная модернизация НПЗ позволила Беларуси первой среди стран СНГ перейти на выпуск моторных топлив самого высокого уровня качества, снизить нагрузку на экологию и уровень производственных затрат. А значит – дать автолюбителям качественное и недорогое автомобильное топливо.

Чтобы белорусский потребитель и далее получал продукт самого высокого класса и по умеренной цене, необходимо дальнейшее развитие НПЗ – усовершенствование производства, увеличение глубины переработки нефти, расширение ассортимента и повышение качества выпускаемой продукции до требований перспективных мировых стандартов качества. Только в 2017 году на финансирование инвестиционных проектов белорусской нефтепереработки необходимо направить более 400 млн. USD.

НПЗ принимают меры по максимальному сокращению затрат. Но из-за негативных внешних факторов и низких цен на нефтепродукты на внутреннем рынке обеспечение эффективной работы заводов и финансирование их модернизации остаются проблемными вопросами.

Поэтому повышение цен на нефтепродукты жизненно необходимо для НПЗ, считает Белнефтехим.

Остается надеяться, что резкого роста цен на нефтепродукты, как и обещает руководство концерна, не произойдет, изменение цен будет поэтапным и постепенным.

Автор публикации: Анастасия ГРИГОРЬЕВА