$

2.0950 руб.

2.3557 руб.

Р (100)

3.2765 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Тарифная ставка первого разряда

36.40 руб.

Цены

Этапы бензинового роста

18.03.2017

Белнефтехим обещает, что резкого роста цен на нефтепродукты не будет. Цены на моторное топливо будут расти «поэтапно и постепенно» вслед за конъюнктурой рынка.

За последнее время конъюнктура нефтяного рынка значительно ухудшилась, говорится в сообщении, опубликованном на сайте концерна. Постепенно сокращается соотношение котировок нефти и экспортной корзины нефтепродуктов, что отрицательно влияет на эффективность нефтепереработки.

В России с 2015 года в нефтяной сфере реализуется «налоговый маневр», который приближает цену на нефть для Беларуси к мировой. За период с января 2015 года до марта 2017 года цена нефти для белорусских нефтеперерабатывающих заводов выросла на 75%. По всем существующим экономическим законам увеличение стоимости сырья неизбежно приводит к увеличению стоимости готового продукта.

В то же время цены на автомобильное топливо в Беларуси не менялись более 2 лет. За этот период в результате девальвации белорусского рубля цены на нефтепродукты в долларовом эквиваленте снизились на 25%. В январе 2015 г. 1 литр автобензина АИ-95 стоил 0,83 USD, в марте 2017 г. – 0,62 USD, а дизтоплива – 0,86 и 0,64 USD соответственно.

Цены, сформированные в начале 2015 года, были рентабельны для производителя при цене нефти около 45 USD за баррель и курсе белорусского рубля 1,4 USD/BYN. Теперь цена нефти выросла до 52 USD за баррель, курс доллара США составляет 1,9 USD/BYN, увеличились в 1,5 раза акцизы, а новый этап «налогового маневра» на 23,7 USD ухудшает эффективность НПЗ на каждой тонне сырья.

Под влиянием конъюнктуры рынка рентабельность производства и реализации моторного топлива на внутреннем рынке Беларуси стала отрицательной.

При этом в середине марта розничные цены на бензин на российских АЗС уже превысили уровень белорусских (в Москве – на 6%, в Смоленске – на 2%). В Украине цена на дизельное топливо выше, чем в Беларуси, на 27%, на бензин АИ-95 – на 46%. В Литве, Латвии, Польше ДТ дороже белорусского на 75%, бензин АИ-95-К5 – на 85-97%.

Активная модернизация НПЗ позволила Беларуси первой среди стран СНГ перейти на выпуск моторных топлив самого высокого уровня качества, снизить нагрузку на экологию и уровень производственных затрат. А значит – дать автолюбителям качественное и недорогое автомобильное топливо.

Чтобы белорусский потребитель и далее получал продукт самого высокого класса и по умеренной цене, необходимо дальнейшее развитие НПЗ – усовершенствование производства, увеличение глубины переработки нефти, расширение ассортимента и повышение качества выпускаемой продукции до требований перспективных мировых стандартов качества. Только в 2017 году на финансирование инвестиционных проектов белорусской нефтепереработки необходимо направить более 400 млн. USD.

НПЗ принимают меры по максимальному сокращению затрат. Но из-за негативных внешних факторов и низких цен на нефтепродукты на внутреннем рынке обеспечение эффективной работы заводов и финансирование их модернизации остаются проблемными вопросами.

Поэтому повышение цен на нефтепродукты жизненно необходимо для НПЗ, считает Белнефтехим.

Остается надеяться, что резкого роста цен на нефтепродукты, как и обещает руководство концерна, не произойдет, изменение цен будет поэтапным и постепенным.

Автор публикации: Анастасия ГРИГОРЬЕВА


Менеджмент: список рубрик
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях