Зарубежный опыт
18.10.2002 13 мин на чтение
мин
Эстония в поиске устойчивого развития
Недавно в рамках проекта ПРООН в Эстонии побывала группа специалистов Беларуси. Цель визита -- ознакомление с достижениями данной страны в области устойчивого развития...
Недавно в рамках проекта ПРООН в Эстонии побывала группа специалистов Беларуси. Цель визита -- ознакомление с достижениями данной страны в области устойчивого развития. В состав группы вошли представители Минэкономики, Минприроды, НИЭИ Минэкономики, местных властей. Один из участников поездки -- заместитель начальника управления по сотрудничеству с международными организациями и координации технической помощи департамента внешних связей Министерства экономики Иван Бельчик. В предлагаемой статье рассказывается о некоторых позитивных аспектах устойчивого развития Эстонии и его основных источниках, за счет которых обеспечивается выполнение задач такого развития.
Эстония -- динамично развивающаяся страна с сильной экономикой. Ее правительство проводит политику, направленную на развитие открытой рыночной экономики, что является главным принципом эстонских реформ. В советские времена она, так же как и Беларусь, имела развитую обрабатывающую промышленность. Эта отрасль не смогла приспособиться к новым условиям, равно как и текстильная, электронная, химическая, сельское хозяйство, где наблюдается спад производства. Сегодня ключевую роль занимает сфера обслуживания. Динамично развиваются транспорт, предпринимательские услуги и финансовое посредничество.
Вместе с тем эстонские экономические реформы признаны одними из наиболее успешных среди стран Центральной и Восточной Европы. Их успехи и стабильность на протяжении последних десяти лет позволили уже в 1998 г. начать переговоры о вступлении в Европейский союз.
Здесь уместно провести параллель между Беларусью и Эстонией. Оба государства относятся к группе малых стран, не располагающих достаточными собственными энергетическими ресурсами и доступными в настоящее время для эксплуатации запасами основных видов минерального сырья, но имеющих выгодное геополитическое расположение, и по их территории проходят транзитные коридоры. Их внутренний рынок не способен поглотить объем собственного производства. В силу этого решение задач в области устойчивого развития Беларуси и Эстонии обеспечивается при условии наличия высококвалифицированного управленческого персонала, который должен сыграть ключевую роль в проведении экономических реформ. Подготовке соответствующих кадров правительство Эстонии уделяет большое внимание: именно они являются главным преимуществом страны. К этому можно добавить запасы нефтяного сланца, ресурсы древесины и возможности транзитного коридора между Востоком и Западом.
Приоритеты сосредоточены на транзите и образовании, воспроизводстве населения, информационных технологиях, устойчивом развитии на местном уровне. Основная задача устойчивого развития -- борьба с бедностью -- актуальна и в Эстонии.
Компоненты устойчивого развития Эстонии условно разделены на три группы: биологическая, культурная и социальная устойчивость, способность к вложению капитала и способность к экспорту. Последний -- экспортная основа -- обеспечивает благосостояние населения непосредственно (позволяет покупать товары и услуги), создавая в свою очередь предварительные условия для инвестиций. Таким образом, можно констатировать, что основным источником устойчивого развития Эстонии, так же как и для Беларуси, является внешняя торговля. С 1995 г. по 2000 г. экспорт товаров увеличился в 2,56 раза, импорт -- в 2,48 раза. Для Беларуси данные показатели за аналогичный период увеличились в 2,3 раза.
Реализация устойчивой политики Эстонии также обеспечивается за счет притока прямых иностранных инвестиций. В результате быстрого экономического развития страна имеет более высокую долю инвестиций по сравнению с другими странами региона. С момента обретения независимости в экономику было вложено прямых иностранных инвестиций в размере 3209 млн. евро, в основном из Швеции (1158 млн.евро) и Финляндии (935 млн.евро).
Кроме того, немалую роль играют средства, поступающие по линиям программ безвозмездной помощи (содействия) в целях развития: ISРА (фонд поддержки охраны окружающей среды и транспортной инфраструктуры), субсидии правительств Дании, Швеции, Финляндии. Всего за 1992--2001 гг. Эстония получила в качестве безвозмездной помощи около 730 млн.USD, что в два раза превышает объемы аналогичной помощи для Беларуси.
Эстония принимает участие в реализации региональной программы экологически устойчивого развития региона Балтийского моря "Агенда 21", которая направлена в итоге на обеспечение высокого уровня жизни населения, эффективное использование ресурсов и сохранение окружающей среды.
В стране принят закон об устойчивом развитии, создана Комиссия по устойчивому развитию, а также разработана Стратегия окружающей среды Эстонии, в развитие которой была утверждена государственная программа мероприятий по окружающей среде. Немаловажную роль в подготовке Эстонией документов по устойчивому развитию сыграла помощь со стороны международных организаций, и в первую очередь Программы развития ООН. В 1997 г. был реализован проект "Эстония 21 -- создание возможностей по реализации в Эстонии программы мероприятий на 21 век", исполнителем которого стал Институт устойчивого развития Эстонии.
Следует отметить, что правительство Эстонии не имеет национальной стратегии устойчивого развития. Только в 2000 г. оно приняло решение о разработке программы "Устойчивая Эстония -- 21". Данный документ призван определить стратегию развития эстонского общества и государства на первые десятилетия 21 века (до 2030 г.) и программу действий по ее реализации до 2015 г. Основная идея заключается в соединении возможных преимуществ глобализации с моделью устойчивого развития и сохранением традиционных национальных ценностей.
Вместе с тем следует отметить, что идеи устойчивого развития получили наибольшее развитие в Эстонии через разработку местных повесток на 21 век. Первая такая повестка была принята для города Курессааре, который находится на острове Сааремаа, затем еще 7 местных повесток для городов Тарту, Пярну, Валга, территориальной области Волость Пюхалепа, селения Кабли, Сааремааской общей гимназии. Основной проблемой в достижении устойчивого развития данных регионов является ограниченность ресурсов, недостаточность полномочий местных властей влиять на собственников земли. Так, например, на острове Сааремаа в собственности государства находится не более 18% лесных и иных территорий, остальные приватизированы или выкуплены иностранными инвесторами.
Подготовке и реализации местных повесток содействуют рекомендации "Местная повестка дня-21. Путеводитель", а также подготовка должностных лиц местных органов власти, групп развития местных повесток дня -- 21 век. Опыт Эстонии в реализации региональных программ представляет интерес для местных властей и отдельных городов и учреждений Беларуси. Подходы к их формированию и результаты реализации можно также изучить в Интеренте на сайте www.аgеndа21.ее.
----------------------------
А как дела обстоят в Беларуси?
А как дела обстоят в Беларуси?
Постановлением правительства от 20.03.96 г. N 197 была создана Национальная комиссия по устойчивому развитию, которая координировала разработку концепции устойчивого развития и на ее основе Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь. Кстати, Беларусь первой из стран СНГ разработала данную стратегию еще в 1997 г. Национальные стратегии устойчивого развития (далее -- НСУР) интегрированы в национальную систему государственных прогнозов и являются их основой. НСУР разрабатывается один раз в пять лет на 15-летний период за два с половиной года до начала прогнозируемого периода. В настоящее время правительство приступило к разработке Национальной стратегии на период до 2020 г.
А вот реализация устойчивого развития на местном уровне в Беларуси находится в стадии зарождения. К принятию местных повесток приступили в Турове Гомельской области, Дзержинске Минской области, Друе, Верхнедвинске и Витебске, Бресте и др. Нужно сказать, с 1992 по 2002 г. во многих странах разработано и реализуется около 6000 местных повесток. Наибольших успехов добились Австрия, Китай, Дания, Финляндия, Япония, Нидерланды, Норвегия, Южная Африка, Швеция и Великобритания. Там эта кампания была поддержана на национальном уровне. Так что учиться есть у кого.
Иван БЕЛЬЧИК
=====================================================================
Показатели Эстонии 1995 1996 1997 1998 1999 2000
=====================================================================
Показатели Эстонии 1995 1996 1997 1998 1999 2000
=====================================================================
Население (млн. человек) 1.48 1.47 1.46 1.45 1.44 1.37
ВВП в текущих
ценах (млрд. евро) 2.7 3.4 4.1 4.7 4.8 5.46
ценах (млрд. евро) 2.7 3.4 4.1 4.7 4.8 5.46
Изменение в ВВП за год (%) 4.3 3.9 10.6 4.7 -1.1 6.9
ВВП на душу населения в
текущих ценах (евро) 1 800 2 300 2 800 3 200 3 300 3 988
текущих ценах (евро) 1 800 2 300 2 800 3 200 3 300 3 988
ВВП на душу населения (евро) 5 608 6 124 7 079 7 518 7 682 8 500
Внешние прямые инвестиции
(млн.евро) 147.8 116.0 236.1 515.8 284.2 435.1
(млн.евро) 147.8 116.0 236.1 515.8 284.2 435.1
Прямые иностранные инвестиции
на душу населения (евро) 100 79 161 355 197 302
на душу населения (евро) 100 79 161 355 197 302
Индекс потребительских цен (%) 29.0 23.1 11.2 8.2 3.3 4.0
Уровень безработицы (%) 9.7 10.0 9.7 9.9 12.3 13.7
Среднемесячная зарплата (евро) 152 191 228 263 284 312
Баланс текущего счета
(% от ВВП) -4.4 -9.2 -12.1 -9.2 -5.8 -6.8
(% от ВВП) -4.4 -9.2 -12.1 -9.2 -5.8 -6.8
Дефицит государственного
бюджета (% oт ВВП) -1.2 -1.9 2.2 -0.3 -4.6 -0.7
бюджета (% oт ВВП) -1.2 -1.9 2.2 -0.3 -4.6 -0.7
Экспорт (млрд. евро) 1.347 1.600 2.607 2.913 2.759 3.445
Импорт (млрд. евро) 1.861 2.485 3.941 4.306 3.865 4.614
Торговый баланс (млрд. евро) -0.51 -0.88 -1.33 -1.39 -1.11 -1.17
Расходы государственного
сектора (% ВВП) 41.4 40.4 37.7 39.7 41.5 36.7
сектора (% ВВП) 41.4 40.4 37.7 39.7 41.5 36.7
Официальная помощь в целях
развития (% ВВП) 2.9 2.0 2.1 2.2 2.0 2.3
развития (% ВВП) 2.9 2.0 2.1 2.2 2.0 2.3
=====================================================================