$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

ЕСТЕСТВЕННЫЕ МОНОПОЛИИ НА ПРОСТОРАХ ЕЭП©

27.06.2014

Поправки в Закон от 16.12.2002 № 162-З «О естественных монополиях» (далее — Закон № 162-З), уже принятые в двух чтениях Палатой представителей, в первую очередь направлены на приведение отечественного законодательства в соответствие с Соглашением о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий от 9.12.2010 г. (далее — Соглашение) в целях формирования ЕЭП.

Законопроект ориентирован на установление в национальном законодательстве единых правил недискриминационного доступа к услугам, оказываемым субъектами естественных монополий, соблюдение баланса интересов потребителей и поставщиков таких услуг. Документом закрепляются механизмы по применению гибкого регулирования цен в сферах естественных монополий с учетом отраслевых особенностей, масштабов их деятельности, рыночной конъюнктуры, сообщил «ЭГ» председатель Постоянной комиссии по промышленности, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и связи Дмитрий Харитончик.

Определенные изменения претерпят используемые в Законе № 162-З термины и их определения. В частности, термин «товар» заменен на «услуги», так как в настоящее время естественные монополии преимущественно оказывают услуги. Имеется в виду транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа по магистральным трубопроводам, передача и распределение электрической и тепловой энергии, централизованное водоснабжение и водоотведение, услуги аэропортов, электро- и почтовой связи, услуги, оказываемые коммуникациями железнодорожного транспорта, и т.д. Вместе с тем содержащееся в законопроекте определение понятия «услуга» включает и производство (реализацию) товаров, производимых в условиях естественных монополий. Если субъект естественных монополий осуществляет производство товаров, не относящихся к монопольной сфере, то на них законодательство о естественных монополиях распространяться не будет.

По словам депутата, расширены и уточнены принципы государственного регулирования деятельности субъектов естественных монополий. В их числе — повышение эффективности госрегулирования, направленного на сокращение сфер естественных монополий за счет формирования условий для развития конкуренции, обязательность заключения субъектами договоров с потребителями на оказание услуг, в отношении которых применяется госрегулирование, обеспечение соответствия устанавливаемых цен (тарифов) качеству услуг, создание таких экономических условий, при которых субъектам выгодно сокращать издержки, внедрять новые технологии, повышать эффективность инвестиций.

Проект в целом незначительно затронул статьи, определяющие права, обязанности, ограничения деятельности субъектов естественных монополий, полномочия органа регулирования их деятельности, порядок принятия этим органом решений, процедуру их исполнения и обжалования.

Комплекс мер, применяемых государством в данной сфере, призван обеспечить для потребителя приемлемые цены и хорошее качество предоставляемых услуг. Наряду с другими мерами будет осуществляться ценовое (тарифное) регулирование услуг и регулирование доступа к ним, а также определяться категории потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию субъектами естественных монополий. Что касается ценового (тарифного) регулирования, то антимонопольный орган может устанавливать фиксированные или предельные цены (тарифы) на регулируемые услуги, определять для субъектов естественных монополий порядок расчета и применения цен (тарифов) на регулируемые услуги и т.д.

Регулирование тарифов должно учитывать следующие обстоятельства: возмещение экономически обоснованных затрат, получение необходимой прибыли, стимулирование субъектов естественных монополий к снижению расходов, формирование тарифов с учетом качества оказываемых услуг. Могут приниматься во внимание и иные факторы, в т.ч. стоимость основных средств, особенности функционирования естественных монополий, включая закрепленные в технических регламентах меры господдержки и другие преференции.

В целях повышения прозрачности деятельности в данной сфере с января 2015 г. предусматривается переход субъектов естественной монополии на формирование затрат на основании раздельного учета расходов, в т.ч. инвестиций, а также доходов и задействованных активов по видам регулируемых услуг. Эта работа начата еще в прошлом году, так как по отдельным услугам реализовать данную норму одномоментно практически невозможно из-за трудоемкости и высокой стоимости процесса. Так, по информации Минсвязи и информатизации, ввести раздельный учет затрат на РУП «Белтелеком» и РУП «Белпочта» реально не ранее 2015 г., Минэнергетики также планирует проводить эту работу поэтапно в течение 2014–2015 гг.

Глава постоянной комиссии подчеркнул, что закрепляемые в рамках законопроекта нормы должны обеспечить надежный барьер возможным негативным последствиям для экономики, которые могут наступить в случае использования субъектами естественных монополий своего исключительного положения на рынках.

А вот каким будет в Беларуси антимонопольный орган, до сих пор неясно. За рубежом такие задачи поручаются самостоятельной структуре с обширными полномочиями. Напомним, что с 1.07.2014 г. вступает в силу Закон от 12.12.2013 № 94-З «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», в соответствии с которым антимонопольный орган получит право рассматривать дела об установлении фактов нарушения антимонопольного законодательства и привлекать виновных к ответственности. При этом до сих пор не определено, на кого возложат эти функции. В настоящее время их выполняет Минэкономики и структурные подразделения облисполкомов и Мингорисполкома. При обсуждении 24.10.2013 г. в первом чтении «антимонопольного» законопроекта первый заместитель министра экономики Анатолий Филонов сообщил, что предполагается создание самостоятельного независимого антимонопольного органа, и соответствующий проект указа уже вносился в администрацию Президента, однако из-за начавшейся оптимизации структуры органов управления эта работа затормозилась. По его словам, Минэкономики планирует повторно поднять этот вопрос.

Однако пока что никаких нормативных правовых актов по данному вопросу не принято.

Анна РАДЮК