$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

ЭСТАФЕТА СОЦИАЛЬНЫХ БЛАГ:©

03.06.2014

каждый сам за себя

Чем сложнее ситуация в белорусской экономике, тем труднее государству удерживать на прежнем уровне предоставление социальных благ, к которым привыкло население. А потому власти все чаще задумываются над тем, как переложить заботу об образовании, здравоохранении и обеспечении в старости на плечи самих граждан. С вариантами изменения социальной политики парламентариев на совместном заседании обеих палат Национального собрания ознакомил вице-премьер Анатолий ТОЗИК.

Одна из наиболее существенных проблем — сохранить кадры в сфере образования. Необходимо довести зарплату учителей хотя бы до средней по стране (сегодня она на 18,4% ниже), а профессорско-преподавательского состава — в 1,5 раза выше (сейчас — только на 16,6%). Частично повысить зарплаты учителям правительство надеется в сентябре, но далее источником роста должны стать «внутренние резервы» — по мнению властей, из 122 тыс. учителей достаточно оставить 80 тыс. Кроме того, А.Тозик призвал министерства активнее использовать механизм государственно-частного партнерства, а проще говоря, создавать частные дома-интернаты для пожилых людей и инвалидов, центры социального обслуживания, учреждения дошкольного воспитания. Правда, для этого частникам потребуется доступ к бюджетным ресурсам, а также нужно преодолеть стереотип уверенности, что социальная сфера — дело исключительно государства. «Мировой опыт показывает, что негосударственные коммерческие структуры во многих отношениях в сфере нематериального производства могут действовать достаточно эффективно, — напомнил вице-премьер. — Не только закрывать, казалось бы, безнадежно убыточные виды деятельности, но и получать при этом небольшую прибыль».

Вступившая в силу в прошлом году новая редакция Закона «О социальном обслуживании» заложила основу для внедрения социального заказа. Но на практике его нормы не реализуются. Имеются лишь единичные «зародыши», перспективы которых остаются неясными, как, впрочем, и появление частных предприятий соцобслуживания, о создании которых мечтает вице-премьер.

В республике имеется всего 10 частных детских садов. Увеличить их число должны помочь поправки в Бюджетный кодекс, которые позволят частным учреждениям образования получать госфинансирование. Но решит ли это проблему нехватки мест в детсадах? Традиционных подходов к организации дошкольного образования за счет государства тут недостаточно, считает вице-премьер.

Очевидно, «нестандартным» следует считать предложение отправлять детей с 6 лет в школу. По данным А.Тозика, в стране более 30 тыс. детей в возрасте от 6 до 7 лет посещают детские сады, из них только около 7 тысяч — по медицинским показаниям. На содержание остальных 23 тыс. уходит более 300 млрд. Br в год. Если родителей заставить платить за «великовозрастных» детсадовцев, бюджет получит существенную экономию. Между тем граждане могли бы напомнить чиновникам, что именно они в свое время закрыли немало детских садов из-за низкой наполняемости. Так, с 2000 по 2012 годы число детских дошкольных учреждений сократилось с 4423 до 4064, а их наполняемость выросла с 390,8 до 398 тыс. детей. Возникает вопрос: кто и почему не учел, что в начале века в детородный возраст вступило многочисленное поколение 80-х и рождаемость в стране вырастет?

Заодно чиновники намерены подвергнуть ревизии общее среднее и высшее образование. Для первого А.Тозик призвал закрепить «зоны ответственности» государства и школы, с одной стороны, и самих родителей и школьников — с другой. Прозвучало предложение вернуться к профильному обучению, отменить экзамены за курс базовой школы и ввести конкурсный прием в 10-е классы только «мотивированных» к поступлению в вузы. Заодно предлагается сократить число вузов, часть из них объединить, создав «мощные образовательные структуры», в состав которых могут войти средние специальные учебные заведения и ПТУ «по принципу отраслевой совместимости».

Сейчас разрабатывается проект «Большая семья», в соответствии с которым планируется переводить на счета семей при рождении третьего ребенка 10 тыс. USD. То есть фактически речь идет о введении по примеру РФ материнского капитала. Вице-премьер, отвечая на вопрос депутата Виктора Щетько, сообщил, что в Совмине еще обсуждается порядок расходования этих средств. Вероятно, их все-таки разрешат тратить на жилье и медицинские услуги до того, как ребенку исполнится 18 лет. Иначе поднять уровень рождаемости едва ли удастся. Заметим, что в России родители недовольны даже возможностью тратить материнский капитал после достижения ребенком 3 лет, поскольку эта сумма потихоньку обесценивается.

ВПРОЧЕМ, на деньги белорусов у властей есть и другие виды. Так, А.Тозик вновь вернулся к идее сокращения медобслуживания — на сей раз путем введения лимита бесплатных обращений в государственные поликлиники (кроме детей, беременных женщин и некоторых других категорий граждан) и оплаты необоснованных вызовов скорой помощи или врача на дом. По его словам, один выезд скорой помощи стоит 400–450 тыс. Br, но люди не понимают реальной стоимости медицинских услуг: «У нас при численности населения около 10 млн. человек сейчас материальные блага производят 2,5 млн. человек, они должны содержать 7,5 млн. остального населения. Это порождает иждивенческие настроения и убежденность в том, что за своим здоровьем человек должен следить не сам, а государство, медики». При этом он отметил, что, по данным ВОЗ, медицина в мире теряет 20–40% от необоснованных расходов. «Я думаю, что в Беларуси примерно такая же ситуация», — предположил А.Тозик и предложил разработать «четкий, понятный и справедливый государственный стандарт того, что берет на себя государство, все остальное человек должен оплачивать сам».

Напомним, ст. 45 Конституции гарантирует гражданам Беларуси право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения. При этом государство должно создавать условия доступного для всех граждан медобслуживания. Никаких лимитов при этом в Основном законе нет. Тем не менее в республике существуют довольно четкие стандарты. Имеется постановление Совмина от 18.07.2002 № 963 «О государственных минимальных социальных стандартах в области здравоохранения», на основании которого в регионах местными советами утверждены территориальные программы государственных гарантий по обеспечению населения медицинским обслуживанием. Например, в Минске такая программа, утвержденная решением Мингорсовета от 23.12.2013 № 377, гарантирует жителям столицы скорую медицинскую помощь при состояниях, угрожающих жизни или здоровью, вызванных внезапными заболеваниями, обострениями хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями при беременности и родах, — по списку. Кроме того, утверждены нормативы объемов медицинской помощи в расчете на 1000 жителей, исходя из которых каждый минчанин может рассчитывать в среднем на 10 посещений поликлиники (включая стоматологию) и менее 1 визита врача в год, 1 вызов «скорой» в 3 года и 1 пребывание в стационаре в 4 года. При этом в год на 1 жителя столицы приходится 2,5 койко-дня в год, проведенных в больнице. Схожие нормативы имеются и в регионах. Например, жителям Осиповичского района гарантируется по 11,1 посещения поликлиник и визитов врачей в год, уровень госпитализации в отделения дневного пребывания при амбулаторно-поликлинической организации (пациентов) — 0,06, а также 2,5 койко-дня в стационаре при средней длительности лечения 9,5 дня и также 1 вызов скорой в год. Кстати, нельзя сказать, что белорусы злоупотребляют бесплатной медициной. По данным Белстата, число посещений поликлиник и визитов врачей на дому сократилось с 127 453 тыс. в 2010 г. до 122 510 в 2013-м, а в расчете на одного жителя — с 13,4 до 12,9 в год.

С каждым годом государству все сложнее сводить концы с концами и в пенсионной системе. Вместо ее радикального реформирования власти прибегают к другим мерам. Так, теперь предлагается увеличивать минимальный трудовой стаж до 15 лет с уплатой страховых взносов для получения трудовых пенсий. Есть и другие идеи — освободить учреждения здравоохранения от налога на прибыль от приносящей доходы деятельности, а нанимателей обязать оплачивать первые 3 дня нетрудоспособности работника с одновременным уменьшением размера отчислений в ФСЗН, а также предоставлять тем, кто проработал календарный год без оформления больничных, до 2-х дополнительных дней к отпуску. И, наконец, шире распространить практику добровольного медицинского страхования граждан с последующим поэтапным введением элементов страховой медицины. При этом почему-то никто не заметил, что нынешняя система обязательного соцстраха и бесплатной медицины — это и есть комплексная система социального и медицинского страхования — только обезличенная и чрезвычайно неэффективная.

ЗАМЕТИМ, что по уровню продолжительности жизни в рейтинге ООН наша страна занимает 115-е место, по расходам на здравоохранение — 69-е, а по качеству жизни пожилых людей — 60-е — результат высокий лишь по меркам стран «третьего мира». Так что прежде чем ссылаться на западный опыт страховой медицины, было бы неплохо добиться соответствия западным стандартам по всем остальным параметрам, определяющим в совокупности качество жизни. Впрочем, тренд на снижение объема социальных гарантий вполне закономерен. Период восстановительного роста экономики закончился и в отсутствие реформ, способных поддерживать его в будущем, невозможно финансировать здравоохранение, образование и пенсионную систему прежними темпами. Подобные проблемы рано или поздно встают перед любой страной с избытком социальной функции государства. Однако многолетний патернализм и заверения в недопущении «шоковой терапии» приучили население к тому, что государство всегда даст всем все. Но поскольку «всего» становится все меньше, чиновникам приходится искать способы снижения нагрузки на бюджет при исполнении обязательств, продекларированных в Конституции. Поэтому в ближайшем будущем людям придется все больше самим заботиться о себе. Но тогда у них неизбежно возникнет вопрос о соответствии расходов на содержание государства и объема представляемых и распределяемых им благ.

Анна ФЕДОРОВА
 

ТЕМ ВРЕМЕНЕМ

В правительстве намерены решить проблему, связанную с обложением платы за семинары отчислениями в ФСЗН. Как стало известно «ЭГ», подготовлены изменения в постановление Совмина от 25.01.1999 № 115 «Об утверждении Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах».

Предполагается спорный абзац 3 п. 4 Перечня изложить в новой редакции, что исключает из состава облагаемых сумм «обучение работников, осваивающих содержание образовательных программ дополнительного образования взрослых при их переподготовке, профессиональной подготовке, повышении квалификации, стажировке, обучении на обучающих курсах, связанных с осуществляемой работодателем деятельностью, в размере стоимости такого обучения».

Это, по мнению разработчиков, позволит не допустить «вынужденного сокращения образовательных программ для работников организаций и остановки развития компаний, оказывающих образовательные услуги», а повышение профессионального уровня персонала организаций должно способствовать повышению уровня их зарплаты и, следовательно, отчислений в бюджет ФСЗН. Будем надеяться, что так и произойдет.


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях