$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Есть вера, но нет уверенности

27.01.2009

   Несмотря на падение объемов производства в ряде отраслей и снижение объемов экспорта в конце 2008 г., правительство пока не видит причины пересматривать прогнозные параметры темпа роста белорусской экономики на 2009 г. В противостоянии кризису ставка делается на внутренние резервы, подкрепленные реформами, и внешнюю финансовую поддержку МВФ и России. Правда, последняя заявляет о необоснованности некоторых ожиданий Минска.

   «Мы обеспечим рост экономики в 2009 г.», — заявил на пресс-конференции в минувшую пятницу вице-премьер Андрей Кобяков. Вместе с тем, по его оценке, в начале года возможно некоторое замедление темпов: «Глубину этого замедления мы в настоящий момент оцениваем. Оценки меняются каждый день».

   К слову, аналитики исследовательского центра ИПМ уже дали прогноз для ВВП на 2009 г. — не выше 3-4%. За аналогию, в частности, берется 1999 г., когда после дефолта в России белорусская экономика подросла на 3,4%. По оценке МВФ, показатель реального ВВП республики в 2009 г. и вовсе не превысит 1,4%.

   Пессимистические настроения возрастают по мере того, как ухудшается ситуация у наших основных торгово-экономических партнеров. Так, в России в ноябре-декабре снижение объемов производства в промышленности наблюдалось по большинству товарных групп. Близки либо уже вошли в стадию рецессии некоторые крупнейшие европейские страны. С учетом того, что доля экспорта в ВВП Беларуси более 70% (по данным за 2008 г.), плановый рост экономики, доведенный Указом от 29.08.2008 № 459, скорее всего, придется корректировать, и, похоже, значительно.

   К худшему стоит готовиться и в плане финансовых результатов деятельности. Причина — падение мировых цен на продукцию. Промышленные предприятия приобретали сырье и материалы, создавали производственные запасы в условиях, когда цены были высокими. Теперь это вынуждает сбывать продукцию ниже себестоимости, т. е. себе в убыток. По оценке А.Кобякова, надо сделать хотя бы 2-3 торговых оборота, чтобы обеспечить нормальный воспроизводственный цикл.

   В правительстве возлагают надежды на директорский корпус, закаленный в трудные 90-е годы. Для них «нет сверхбольшой неожиданности, но требуется дополнительное напряжение сил», считает вице-премьер.

   Эффект укрепления экономики должен быть достигнут за счет либерализации условий хозяйствования. По словам А.Кобякова, основная часть документов, определенных в конце 2008 г. правительственным планом, уже принята. Из основополагающих «на подходе» остались указ по ценообразованию и декрет о лицензировании. Однако это не означает, что работа в данном направлении завершится. Правительство и Нацбанк разработали очередной план мероприятий по либерализации условий экономической деятельности в 2009 г.

   Расширение свободы для бизнеса будет сопровождаться одновременным усилением ответственности. К таким действиям, в частности, вынуждают рост цен на внутреннем рынке: при девальвации в 20% на прилавках фиксировали удорожание товаров на 60-80%, а в отдельных случаях до 100%. В результате по состоянию на 20 января инфляция в Беларуси составила 3,1% и до конца месяца прогнозируется на уровне 3,5%.

   По этой причине правительство, несмотря на общий мораторий контрольной деятельности, было вынуждено начать проверки торговых объектов. Только в Минске применено около 50 административных наказаний за нарушение порядка формирования цен, сообщил министр экономики Николай Зайченко. Вынесено достаточно много предложений по лишению лицензий.

   Глава министерства заверил, что мониторинг цен будет проводиться и в дальнейшем. При этом воздействие на нарушителей будет в основном оказываться в рамках антимонопольного законодательства. Поставщиков, уличенных в сговоре, ждут суровые санкции, пообещал Н.Зайченко.

   Из числа внешних факторов правительство рассчитывает на дополнительный российский кредит в размере 100 млрд. RUB как поддержку в реализации достигнутой между двумя странами договоренности придать российскому рублю статус региональной валюты. По словам А.Кобякова, «доллар стал третьим лишним» в расчетах между Беларусью и Россией. Переход на российский рубль можно рассматривать как «частичку построения новой финансовой системы мира». Однако, как отмечают некоторые экономисты, под сомнением оказалась выгода Беларуси от продажи своей продукции за российские рубли с учетом их ускоренной девальвации.

   Дополнительный кредит можно было бы использовать на поддержку субъектов хозяйствования в Беларуси и России, которые имеют заинтересованность в сотрудничестве, но на сегодняшний день не могут получить кредит по приемлемым ставкам.

   В настоящее время российской валютой оплачивается 90% белорусского экспорта в Россию и 40% импорта. «Для того чтобы заместить доллары и евро российскими рублями, естественно, нужны определенные кредитные ресурсы и, естественно, не по рыночным ценам», — отметил А.Кобяков.

   Вместе с тем цифра в 100 млрд. RUB условная. «Нет никаких обязательств с российской стороны о выделении этих средств, как, например, обязательства по предоставлению второго транша кредита на 1 млрд. USD», — пояснил вице-премьер. Похоже, что такие планы не просто «условны», а скорее «несбыточны». В субботу (на следующий день после пресс-конференции белорусского правительства) РИА «Новости» распространили заявление замглавы Минфина РФ Дмитрия Панкина о том, что Россия даже не рассматривает просьбу Беларуси о предоставлении кредита в 100 млрд. RUB.

   Вряд ли впредь восточный партнер будет щедрым на льготы — Россия сама переживает нелегкие времена и ее стремление заработать на союзнике очевидно. Ведь на фоне трехкратного падения мировых цен на нефть российский газ для Беларуси со 128 USD за тыс. м3 в 2008 г. подорожал до 148 USD в 2009 г. Да и стабкредит в 2 млрд. USD более дорогой в сравнении с тем, что был выдан в 2007 г. К тому же условием выделения его второго транша является подписание плана совместных действий по выходу из кризиса, в рамках которого Россия, скорее всего, постарается «продвинуть» собственные стратегические интересы. Так что неурядицам мировой экономики будем противостоять вместе, но на рыночных условиях.

Александр ГЕРАСИМЕНКО


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях