$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Есть только биржа

18.07.2008

Одним из первых шагов по реализации Декрета № 7 стали новшества в обращении акций, введенные постановлением Совмина от 10.07.2008 № 1002 «О внесении изменения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 14 ноября 2000 года № 1740». Согласно этому документу с 17 июля сделки купли-продажи с акциями ОАО совершаются только на Белорусской валютно-фондовой бирже. Впрочем, из этого правила есть исключения.

По мнению Департамента по ценным бумагам Минфина РБ, новые правила обеспечат максимальную прозрачность сделок. Ведь биржа раскрывает информацию о котировках, финансовых результатах хозяйственной деятельности ОАО, акции которых обращаются на бирже, иную информацию, влияющую на стоимость акций. К тому же, согласно постановлению Комитета по ценным бумагам от 24.04.2003 № 06/П, предельная граница колебаний рыночной цены эмиссионных ценных бумаг, допущенных к обращению на БВФБ, не должна превышать 20%. Этим постановлением также установлен порядок расчета рыночной цены акций. Все это позволит исключить возможность манипулирования ценами на акции, полагают в Департаменте. Правда, чтобы рассчитать рыночную цену, нужно определить средневзвешенный курс 10 сделок за биржевой день или хотя бы 30 дней. Если же сделок не было, то и рыночную цену рассчитать нельзя.

Тем не менее в Департаменте уверены, что концентрация спроса и предложения в едином центре обеспечивает ликвидность биржевого рынка. На нем гарантируется исполнение сделок: ценные бумаги и денежные средства резервируются до торгов, исполнение заключенных сделок происходит автоматически, а контроль осуществляется практически в режиме реального времени. Кроме того, на основе биржевых котировок можно рассчитать капитализацию компаний (произведение рыночной стоимости акций на их количество). Этот показатель в мире является одним из основных ориентиров для инвесторов, аналитиков и менеджеров при определении эффективности работы и инвестиционной привлекательности эмитентов.

Новый механизм обращения акций максимально защищает миноритарных акционеров от злоупотреблений в процессе антимораторной кампании и будет способствовать созданию в стране цивилизованного фондового рынка, говорится в пресс-релизе министерства.

Правда, до сих пор эти преимущества некоторых участников фондового рынка не прельщали. Причем таких несознательных набралось довольно много. Ведь на 1 января 2008 г. из 1788 существующих ОАО к обращению на бирже допущены акции лишь 155 эмитентов. Остальные обходились внебиржевым рынком, а то и вовсе с акциями и облигациями не баловались. Согласно Отчету о работе Департамента по ценным бумагам объем торгов биржевого рынка за 2003-2007 гг. упал с 11,9 до 7,9 млрд.Br, а число сделок сократилось с 4776 до 43. Тем временем на внебиржевом рынке количество сделок с акциями выросло с 4147 до 16 823, а объем — с 12,1 до 5574,9 млрд. Br. Теперь же постановление № 1002 практически исключает возможность купли-продажи акций на внебиржевом рынке. Без ограничений на нем можно будет совершать лишь сделки дарения, мены, отступного и т. п. Возможно, оборот на БВФБ теперь резко увеличится — но по принуждению, а не в силу привлекательности биржевого рынка. По мнению руководителя компании «Юнитер» Андрея Дереха, это может повлечь излишнюю зарегулированность при обращении ценных бумаг и создать ряд проблем для многих эмитентов.

В частности, допуск ценных бумаг на биржу — листинг осуществляется в при соблюдении установленных постановлением Госкомитета по ценным бумагам от 24.04.2000 № 02/П условий: выпуск и регистрация ценных бумаг ОАО в соответствии с законодательством РБ; срок осуществления деятельности не менее 3 лет (с учетом периода до реорганизации); безубыточность в течение 1 года и не менее 100 акционеров. Соблюдение даже этих требований (более чем либеральных по сравнению с биржами других стран) может оказаться затруднительным.

С другой стороны, постановление № 1002 позволяет совершать вне биржи операции, связанные с размещением АО акций, сделок, стороной по которым выступает государство, а также совершаемых в связи с выкупом АО своих акций по требованию акционеров и продажей АО своих акций инвестору на условиях, предусмотренных бизнес-планом эмитента. Вероятно, это касается прежде всего продажи акций приватизируемых предприятий на аукционах и конкурсах, как то предусматривается Декретом № 7. Таким образом, при продаже акций государству или стратегическому инвестору прозрачности и рыночного ценообразования придется добиваться без помощи биржи. Кроме того, оговорка «если иное не предусмотрено законодательными актами» открывает дополнительные возможности продажи акций как на бирже, так и вне ее, если того потребуют высшие интересы.

Леонид ФРИДКИН