Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №61(2558) от 16.08.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5795
EUR:
2.62
RUB:
4.2306
Золото:
147.09
Серебро:
1.65
Платина:
77.38
Палладий:
178.8
Назад
Проблемы и решения
10.09.2002 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Есть такой бизнес — управление рисками

Ряд белорусских организаций и предприятий заинтересованы в том, чтобы войти в состав учредителей Белорусской ассоциации содействия экономической безопасности предпринимательства...
Ряд белорусских организаций и предприятий заинтересованы в том, чтобы войти в состав учредителей Белорусской ассоциации содействия экономической безопасности предпринимательства. Предполагается, что эта некоммерческая организация займется предоставлением эксклюзивных услуг в области экономической безопасности предпринимательским структурам республики и созданием благоприятных условий ведения бизнеса.

ИССЛЕДОВАНИЕ, проведенное западноевропейскими фирмами, входящими в систему информационно-экономического сервиса "Еврогейт", показало, что лишь 15% иностранных компаний, работавших в 90-е годы на территории бывшего СССР, являлись платежеспособными. Финансовое положение 44% фирм было весьма неустойчивым, а 22% "потенциальных инвесторов" были объявлены банкротами. Последние 19% из этой весьма печальной статистики приходились на несуществующие компании. А 8 из 10 иностранных компаний, работающих на российских рынках, мягко говоря, вызывали подозрения.

В России, которая является основным торговым партнером Беларуси, в экономике в 2000г. действовали более 1600 преступных группировок, в состав которых входили около 80 тыс. членов, контролировавших свыше 40 тыс. хозяйствующих субъектов, в том числе 1,5 тыс. госпредприятий, 4 тыс. акционерных обществ, более 500 совместных предприятий, столько же банков, оптовых и розничных рынков. В результате у нашего восточного соседа выявлено в прошлом году более 200 тыс. экономических преступлений. По мнению российских экспертов, если срочно не предпринять специальные меры, то в ближайшие два года их количество может возрасти в 1,5 раза.

ПОЭТОМУ белорусским предприятиям требуется тщательная подготовка и реализация внешнеторговых сделок.

Как правило, наши участники ВЭД испытывают определенные трудности в получении информации о надежности своего потенциального партнера. Сбор информации о нем можно начать с получения информации из государственных источников. Это дешево и достоверно. Например, регистрационные данные о фирме из московского региона (почти 40% от всего товарооборота РБ с РФ) можно проверить в Московской регистрационной палате или в Государственной регистрационной палате при Минюсте РФ. К сожалению, недостатки слишком существенны: не отражена динамика, ограничены и сведения в информационной справке, низка оперативность (например, срок ответа из Государственной регистрационной палаты РФ -- 30 дней). Отметим, что информация из легальных источников порой требует дополнительной и трудоемкой обработки. Обычно это лишь справочно-адресные данные и незначительная экономическая информация. В то же время мошенники могут зарегистрироваться вполне легально и даже добросовестно работать некоторое время до начала заранее спланированных махинаций.

При анализе надежности потенциального партнера необходимо рассматривать и анализировать маркетинговую информацию о состоянии рынка отдельной отрасли или региона и месте в нем данной организации.

В РОССИИ на таких услугах специализируются ЗАО "Специальная информационная служба", государственное унитарное предприятие "ИнформВЭС", ЗАО "Русское информационное пространство", ЗАО "Российская национальная служба экономической безопасности", Союз независимых служб содействия коммерческой безопасности, Ассоциация экономической безопасности, а также большинство региональных торгово-промышленных палат.

Торгово-промышленная палата РФ -- единственная неправительственная организация, уполномоченная государством заниматься оценкой финансовой надежности и деловой репутации как российских, так и зарубежных компаний. По инициативе ТПП России создано специальное некоммерческое предприятие "Российское агентство экономической безопасности и управления рисками". Агентство, располагая обширными рабочими контактами в госорганах, может предоставлять достоверную информацию о реальных инвестиционных потребностях практически из всех регионов РФ, о состоянии отраслей и объектов промышленности. К работе в агентстве привлечены профессионалы в области аналитики и информации, специалисты экспертной оценки надежности предприятий.

На основании закона РФ "О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации" ТПП РФ ведет негосударственный реестр надежных партнеров, в котором собраны сведения о российских предприятиях и предпринимателях, финансовое и экономическое положение которых свидетельствует об их надежности для сотрудничества в России и за рубежом.

К СОЖАЛЕНИЮ, в Беларуси национальной системы сбора и обработки экономической информации пока не создано. Мировой опыт показывает, что для этого надо, во-первых, создать соответствующую правовую базу, а во-вторых, определить организационную форму и процедуру сбора и представления сведений клиентам.

Законодательство РБ не запрещает сбора и распространения информации о субъектах хозяйствования, работающих на территории республики, для оценки их надежности как потенциальных партнеров.

Решать эту задачу можно, обратившись к ряду источников. В регистрационных органах можно получить сведения об уставном капитале, учредителях юридического лица, о руководителях контрагента с целью их идентификации, (протокол общего собрания о назначении директора и главного бухгалтера).

В налоговой инспекции и фонде соцзащиты по месту регистрации нахождения предприятия-контрагента есть данные о наличии задолженности по налогам и сборам. В лицензирующих органах можно получить справку о наличии у контрагента лицензии на осуществление данного вида деятельности.

В Комитете государственного контроля, Государственном таможенном комитете, Обществе по защите прав потребителей и др. имеется так называемый черный список нарушителей, с которыми не рекомендуется иметь деловые отношения. Министерство статистики и анализа располагает информацией о бухгалтерской отчетности и статистических данных предприятий. В правоохранительных органах есть сведения о судимости проверяемого лица, факте нахождения в розыске. При торговле некоторыми видами продукции может использоваться информация санитарно-эпидемиологических служб, например о наличии сертификатов на товары.

Дополнительная информация по конъюнктуре рынка, конкурентной среде, деловой репутации конкретной организации и т.п. может быть получена из открытых источников с последующей обработкой по известным маркетинговым методикам.

Выполнить эту работу субъекты хозяйствования могут и сами. Трудность в том, что не все перечисленные организации обязаны и вправе предоставлять подобную информацию. Часто требуются дополнительные согласования, что представляет собой трудоемкую и длительную бюрократическую процедуру.

Изменить сложившуюся в республике ситуацию в данной сфере самостоятельно не в состоянии ни одно из белорусских ведомств. Например, одним из бедствий для нашей банковской системы стала проблема невозврата кредитов. За последние пять лет в среднем не возвращались в установленные сроки почти 1/6 всех выданных кредитных ресурсов. Из них более половины можно считать невозвратными.

Таким образом, назрела необходимость создания в стране специализированной структуры, например Белорусской ассоциации содействия экономической безопасности предпринимательства, которая могла бы взять на себя роль посредника между предпринимательской средой и государственными органами для создания национального рынка услуг в области экономической безопасности и управления предпринимательскими рисками. Желательно, чтобы такая организация имела некоммерческий статус, что позволило бы значительно облегчить возможность и условия получения необходимой информации из соответствующих госучреждений и минимизировало бы "конфликт интересов".

По материалам слушаний в Белорусской конфедерации промышленников и предпринимателей подготовила Оксана КУЗНЕЦОВА
 
-------------------------------------
НАША СПРАВКА.  За рубежом услуги в области экономической безопасности  оказывают специализированные компании, т.н. "кредит-бюро". Среди них ведущие позиции на мировом рынке занимают американское кредит-бюро "Dаn & Вrеdstrееt С.I.S." (его банк данных включает более 38 млн. компаний) и его основной европейский конкурент -- немецкое кредит-бюро "Кредитреформ" (Сrеditrеfоrm). Последнее совместно со своими европейскими партнерами в рамках системы ВIGNеt занимает 42% европейского рынка экономической информации.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений