$

2.1204 руб.

2.4136 руб.

Р (100)

3.2021 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проблемы и решения

ЕСТЬ ПОВОД РИСКНУТЬ©

08.02.2013

Когда в условиях ограниченных природных ресурсов государство желает достичь положительного сальдо внешней торговли и сохранить экспортоориентированность экономики, помочь может только масштабное производство собственных продуктов с высокой долей добавленной стоимости. Однако добиться этого совсем непросто — требуется вложить немало сил и средств, причем 100-процентной гарантии успеха не существует.

Для таких случаев в мировой практике давно появился и успешно функционирует институт венчурного инвестирования — вероятно, одно из наиболее интересных направлений для улучшения экономической ситуации и трансформации экономической системы в целом.

Венчурные проекты при сравнительно небольших вложениях приносят наибольшую отдачу. Однако в них велика и доля риска: в ходе исследований гипотезы могут быть опровергнуты, прототипы — неудачными и т.п. Поэтому один из ключевых факторов успешности данного направления — создание «критической массы» венчурных проектов, чтобы в целом по отрасли положительный эффект удач перекрывал убытки от провалов. Но для поддержания большого количества рисковых проектов государству необходимо создать выгодную для участников систему венчурного инвестирования и обеспечить выполнение ею своих функций.

Для разработки системы правового стимулирования стоило бы определить венчурный проект как бизнес-проект, имеющий высокую степень риска и одновременно — высокую доходность за счет своей инновационности. Сегодня в Беларуси действует иная формулировка, хотя именно рисковый характер и существенная доля инновационности должны быть здесь неотъемлемыми характеристиками.

Для определения набора стимулов увеличения привлекательности венчурного инвестирования необходимо сначала понять, каков круг участвующих в нем субъектов. Здесь можно выделить по три группы лиц и отношений:

Группы субъектов, условно обозначенные как «государство», «инвестор» и «изобретатель», преследуют как частные, так и публичные интересы. Некоторые из них не совпадают и даже иногда противоречат друг другу. Основной совпадающий интерес — ожидание успешности поддерживаемых проектов и устранение элемента риска при сохранении элементов инновационности и доходности.

Взаимоотношения в системе «инвестор — изобретатель» имеют исключительно частно-правовое начало. Определение критериев достаточной степени доходности и инновационности не нуждается в государственном регулировании и может быть передано на суд рынка.

Если государство само выступает в качестве инвестора или «спонсора», предоставляющего безвозмездные субсидии, тут не приходится говорить об отношениях в рамках венчурного инвестирования. Публичный интерес может предпочитать не доходность, а инновационность. Это верно для случая, когда государство одновременно является и инвестором, и изобретателем: ведь значительная доля объектов интеллектуальной собственности создается сотрудниками госорганизаций и принадлежит государству. Поэтому наибольший интерес тут вызывает предоставление «изобретателю» полноценной возможности использовать имеющиеся интеллектуальные активы в рамках венчурного инвестирования. Хотя процедура отбора заслуживающих финансирования проектов может быть определена самостоятельно каждым из инвесторов (либо их сообществом, венчурным фондом и т.п.), инструменты для защиты идей инвестора и использования их в качестве имеющих стоимость активов при создании бизнеса должны быть предоставлены государством.

Наиболее важными и сложными для регулирования остаются отношения между государством и инвестором, в которых для последнего должен быть определен ряд стимулирующих ориентиров, например:

– формы деятельности по венчурному инвестированию, правовые инструменты, организационно-правовые формы и особенности функционирования специальных субъектов;

– дополнительные стимулы для осуществления деятельности по венчурному инвестированию;

– ограничения в сфере венчурного инвестирования и причины их введения.

Создание достаточных стимулов для инвестирования и появление полноценного финансирования — первоочередная цель, достижение которой неизбежно повлечет позитивные изменения в других сферах.

Самое важное для инвестора — это свобода входа в проект и выхода из него с максимальным сохранением полученных доходов. Безусловно, здесь имеется в виду отсутствие дополнительных препятствий со стороны государства, поскольку ограничения гражданско-правового характера, которые могут выдвигаться партнерами в ходе переговоров, относятся сугубо к частно-правовой сфере, являются допустимыми и не могут быть предметом законодательного регулирования.

Кроме того, существует также проблема реализации венчурного проекта, однако она носит не юридический характер данной сферы отношений. Правовые проблемы, вытекающие из особенностей белорусского законодательства, типичны для любого бизнес-проекта.

Основная проблема «входа» — это нехватка идей. Инвесторы считают, что подготовленных для венчурной стадии проектов практически нет, да и оригинальных идей для создания проектов начального уровня не хватает. В свою очередь носители идей часто утверждают, что изобретений, имеющих коммерческую ценность, более чем достаточно, а не хватает финансирования.

Столь противоречивые оценки показывают, что инновационная инфраструктура не работает должным образом. Любую идею необходимо подготовить к инвестированию — «упаковать» в предприятие, защитить права на интеллектуальную собственность и т.п. В развитых странах этим занимаются специализированные компании, дающие консультации на предвенчурной стадии.

В Беларуси также есть субъекты инновационной инфраструктуры, и многие из них, пользуясь господдержкой, безвозмездно либо по льготным тарифам помогают создаваемым организациям, не получая при этом существенных бонусов от успешной реализации проекта. В связи с этим возникает проблема с мотивацией и наличием достаточных ресурсов для развития инфраструктуры.

Стоит признать, что необходимым и достаточным условием предоставления льгот субъектам инновационной инфраструктуры должно стать непосредственное содействие в осуществлении инновационной деятельности, а не формальный критерий по признаку госрегистрации. Чтобы заинтересовать субъектов инфраструктуры (инкубаторы, технопарки, центры трансферта технологий, управляющие компании, первичные инвесторы, экспертные организации), можно прямо предусмотреть инструменты для получения повышенной компенсации (в случае успешности проекта) за поддержку и принятие на себя части риска. Это могут быть особого типа привилегированные акции, указание в договорах цены в зависимости от наступления отлагательных условий, поэтапная эмиссия акций, деривативы, конверсия одних видов акций в другие и т.п. При этом на стадии оказания поддержки можно предлагать субъектам инфраструктуры тот же комплекс льгот, которым будет пользоваться инновационная организация, а на стадии получения бонуса от участия в успешном проекте — те же льготы, что и венчурным инвесторам.

Следующая проблема — отсутствие специализированного рынка проектов и финансовых ресурсов. Здесь помогло бы создание отдельной площадки на валютно-фондовой бирже со специальными правилами листинга и торгов. Однако для этого требуется не только достаточное число «упакованных» инновационных проектов, но и разработка единых правил: стандартов оценки потенциала проектов и контроля уровня риска.

За рубежом вопросами, связанными с реализацией венчурных проектов, часто занимаются специальные организации — венчурные фонды. Теоретически ничто не мешает так назваться любой коммерческой организации и осуществлять схожую деятельность в Беларуси. Однако неплохо было бы, чтобы статус венчурного фонда что-нибудь значил. Например, можно ввести процедуру аттестации и наделять лиц, получивших полномочия венчурного фонда, специальными правами (например, в упрощенном порядке осуществлять совместную деятельность с иностранными инвесторами при привлечении капитала в рамках договора простого товарищества).

Такие меры способны создать среду, в которой возможно успешное развитие множества венчурных проектов. Однако для развития действительно инновационной экономики нужно заинтересовать потенциальных инвесторов в совершении высокорисковых вложений в инновационные проекты в Беларуси. При этом предоставление льгот должно быть направлено исключительно на развитие современных и высокотехнологичных проектов, а введение преференций должно исключать злоупотребления.

Так, во-первых, можно освободить от налогообложения реинвестируемые средства (как в рамках венчурного фонда, так и в случае передачи средств инвестору и размещения им данной суммы в другом венчурном фонде). Это позволит стимулировать неоднократное использование инвестиций.

Во-вторых, можно предоставить возможность получения льгот по налогу на прибыль при направлении части прибыли на финансирование венчурных проектов (например, в пределах 5% полученной прибыли). При этом фактически происходит совместное инвестирование (82% — инвестор, 18% — государство), что дает предприятиям действенный стимул для вложений в инновационные проекты.

В-третьих, нужны меры по защите инвесторов, потерявших средства, вложенные в венчурные проекты, например, исключив какие-либо санкции к предприятию (руководителю) и разрешив не считать данные суммы внереализационным доходом инновационного предприятия.

Все это не гарантирует быстрого результата и мгновенного насыщения рынка достойными идеями. Зато подобные шаги способны привлечь частных инвесторов, заинтересованных во внедрении серьезных инноваций в Беларусь, а не «выталкивать» их за рубеж.

Максим ЗНАК, директор фирмы «ЮрЗнак»