$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

Есть новые технологии,

09.11.2007

Радужные разливы нефтешламовых отложений на асфальтобетонных заводах, заполненные до краев емкости с мазутом, успевшим после перехода ТЭЦ на более дешевый природный газ окислиться до состояния гудрона, обезображенные территории в местах массовых захоронений донных остатков, извлекаемых из цистерн для перевозки нефтепродуктов (более прогрессивные технологии их использования до сих пор отсутствовали)… Как оказалось, все это «добро», явно не украшающее синеокую Беларусь, является ценнейшим сырьем для производства топлива и другой продукции.

Директор ИП «Глобаль ТредОйл» (Германия) Вячеслав Хохлов свидетельствует, что накопившийся к сегодняшнему дню объем углеродосодержащих отходов исчисляется сотнями тысяч тонн. «Если все их переработать по нашей технологии — получим огромное количество битума, эмульсий, мастики, добавок в низкокалорийные торфяные и древесные брикеты для мини-ТЭЦ…».

Вообще-то первым на эту технологию обратило внимание другое ИП — «Мир ТрейдОйл» (РФ). Но у россиян для реализации проекта не хватало средств, вот и родилась идея объединить капиталы, причем на белорусской земле.

Вкладом в проект компании «Глобаль ТредОйл» стало приобретение и монтаж оборудования для комплекса, который до сих пор существует в единственном экземпляре и в статусе опытного образца. Между тем даже «первенец» позволяет утилизировать за час до 15 т нефтешламовых отложений. При его создании были использованы и собственные идеи российских и белорусских специалистов, в частности, по созданию нагревательных систем на основе инфракрасного излучения — ведь прежде чем приступить к переработке застаревшего битума, его нужно хорошенько прогреть.

Впервые комплекс был испытан в Заславле, где в позапрошлом году паводковые воды унесли мазут, вытекший из местной размороженной котельной, в Минское море (технология позволяет утилизировать отходы даже тогда, когда их обводненность превышает 90%. При этом особым образом обработанная вода и соответствующие добавки структурируют топливо до такой степени, что диаметр его частиц не превышает 5-7 микрон. При сжигании таких смесей появляется реальная возможность не только снизить энергопотребление в котельных, но и в разы уменьшить выбросы вредных веществ в атмосферу).

Чтобы утилизировать все имеющие в республике «залежи» углеродосодержащих отходов, к 2015 г., по словам В.Хохлова, потребуется не более 10 комплексов. Потребителями «обновленного» топлива (специалисты называют его высокодисперсным, соответствующим по основным характеристикам (теплотворная способность, зольность, содержание серы) требованиям ГОСТу на мазут) станут все те, кто использует его печные разновидности, например, угольные брикеты и натуральный мазут.

Новое производство пока малорентабельно, но есть перспективы роста эффективности за счет замены электродвигателей на гидроприводы, что позволит более чем на треть сократить потребляемую мощность. Будут совершенствоваться технологии производства ИК-излучателей, горелок и другого оборудования.

— Заманчивы перспективы, — продолжает В.Хохлов, — использовать эту технологию в России. По нашим данным, разливы нефти при ее добыче и переработке только в Татарстане и Башкортостане в настоящее время исчисляются семью десятками млн. т. Их можно собрать и утилизировать. Причем есть два варианта: первый — транспортировать исходное сырье в Беларусь, где из него будет получено топливо, и второй, более предпочтительный — перерабатывать разливы в местах образования. По расчетам, каждую неделю только от нашей компании в Беларусь уходили бы два эшелона с топливом, а при создании холдинга, включающего соответствующие финансовые, транспортные и производственные структуры, эффект был бы еще выше.

К слову, предложения по утилизации нефтешламовых отходов белорусам уже поступали от нефтедобытчиков России и Азербайджана. Более того, учитывая значительный спрос на экологические виды топлива в Европе, можно было бы попытаться наладить их поставку на Запад.

Одним из насущных этапов в этой работе является стандартизация и сертификация высокодисперсных видов топлив, методов их контроля, патентно-правовая защита новых технологий и т. д. Пока производители в своей работе вынуждены руководствоваться технической нормативной базой, относящейся чуть ли не к началу добычи нефти в Российской империи. Каких-либо ГОСТов или других документов о таком топливе в ней, по словам В.Хохлова, нет, и поэтому возможность его массового использования отторгается на корню. Между тем, если своевременно «застолбить» это относительно новое направление, то, используя возможности международных соглашений в области охраны интеллектуальной собственности (Парижская конвенции по охране промышленной собственности (1883 г.), Договор о патентной кооперации (РСТ) от 1970 г., Мадридское соглашение о международной регистрации знаков (1891 г.) и Протокол к Мадридскому соглашению (1989 г.)), Беларусь могла бы стать «законодателем» в части производства высокодисперсных топлив и создания нормативно-правовой базы для их использования.

На взгляд В.Хохлова, необходимо срочно приступить к комплексной стандартизации в области высокодисперсных топлив, разработке ГОСТов на них, инициатором чего должен выступить Госстандарт. В республике имеются разработки и по получению печного топлива на основе пиролиза шин, и здесь также нужны соответствующие технические нормативные документы. Более четко определить свою позицию по этим вопросам могло бы и Минприроды, в частности, разработать нормативные акты, увязывающие, например, размер экологических выбросов с налогообложением.