$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Есть на Волге партнер

22.05.2009

Для белорусской экономики огромная Россия состоит из региональных рынков. У каждого из них свои особенности, спрос на нашу продукцию и покупательная способность. На все это сейчас сильно повлиял глобальный финансово-экономический кризис. Соответственно должна корректироваться и производственная, маркетинговая, инвестиционная политика отечественных предприятий, работающих с российскими партнерами.

О ситуации в одном из самых индустриально развитых регионов России и перспективах его торгово-инвестиционного сотрудничества с Беларусью корреспонденту «ЭГ» рассказал руководитель представительства губернатора и правительства Нижегородской области в нашей стране Вячеслав ВИННИК.

- Вячеслав Тимофеевич! Какое место занимает Беларусь среди зарубежных партнеров Нижегородской области?

— Третье по объему товарооборота после Украины и Германии. За последние 3 года объем взаимной торговли между Беларусью и нашей областью возрос в 2,4 раза и достиг в минувшем году 652,8 млн.USD, что выше показателя 2007 г. на 15%. Причем прошлогодний белорусский экспорт составил 359,8 млн.USD и превысил импорт на 66,8 млн.USD. Но нас это не смущает. Белорусские предприятия традиционно входят в число главных поставщиков комплектующих на конвейеры нижегородского автопрома. Так, Минский моторный завод поставил на ГАЗ и ПАЗ более 23 тыс. двигателей на сумму 101,4 млн.USD. Крупные поставки своей продукции осуществили в нашу область «Автогидроусилитель», «Белкард» и другие предприятия Беларуси, тесно связанные с российским автопромом. Кроме того, в прошедшем году МАЗ и МТЗ экспортировали в Нижегородскую область грузовых автомобилей и тракторов на общую сумму более 33 млн.USD. За год белорусские организации в 3,5 раза увеличили поставки токарных станков, в 2,5 раза лифтового оборудования, в 1,8 раза — сельхозмашин, в 1,7 раза — молочной продукции, в 1,4 раза — шин и покрышек пневматических.

В свою очередь, предприятия нашей области за минувший год экспортировали в Беларусь продукции на 293 млн.USD, что на 39,2 млн. больше, чем в 2007 г. Основу поставок составили грузовые и легковые автомобили, автобусы, запчасти к ним, изделия из черных металлов, оборудование и механические устройства, органические химические соединения, нефтепродукты, пластмассы и изделия из них.

Программа развития сотрудничества между Беларусью и Нижегородской областью на 2006-2010 гг. нацелена на расширение торгово-экономического сотрудничества, в том числе на основе производственной кооперации. Как пример, можно отметить, что на основе шасси ГАЗ в Беларуси освоено производство около 30 видов спецавтомобилей, которые поставляются и в Россию. До конца прошлого года программа успешно реализовывалась на взаимовыгодной основе. Возрастало год от года и количество ее участников.

— А потом пришел кризис…

Он не мог не прийти, потому что в экономике, представляющей единство процессов производства, распределения, обмена и потребления, сфера обмена, включая валютный и фондовый рынки, превратилась в самостоятельную, саморасширяющуюся целостность, которая вытягивала ресурсы из производственной сферы. Поясню это на примере. Технологические особенности, скажем, розничной торговли таковы, что оборотный капитал там «прокручивается» быстро и приносит прибыль за месяц. В промышленности этот цикл составляет 4-6 месяцев, а в некоторых отраслях еще больше.

Вот и выходит, что если в промышленности авансированные в оборотные средства ресурсы в течение года успевают совершить 2-4 оборота, то в торгово-посреднической сфере — 10-15 и приносят несравнимо большую прибыль. Кроме того, из-за более длительного периода оборота капитала прибыль промышленного предприятия изрядно уменьшает инфляция. Да и в банке охотнее дадут кредит не промышленнику, а торговцу или, скажем, какому-нибудь игорному бизнесу. Инвестор тоже быстрее вложит средства в казино, чем в завод. Вывод: привилегий у торгово-посреднических фирм и у так называемой «бумажной экономики» не должно быть. Иначе неизбежно приходит кризис.

Но из него надо как-то выбираться. На что может рассчитывать в Нижегородской области тот же Минский моторный завод или другие машиностроительные белорусские предприятия? Ведь спад в российском автопроме болезненно сказался и на их производственно-финансовом положении.

— Говорить о выходе Нижегородской области из мирового финансового кризиса пока рано. За I квартал индекс промышленного производства составил у нас 65,5% к уровню января-марта прошлого года. Хотя в марте и апреле уже наблюдалась положительная динамика по отношению к уровню предыдущих месяцев. В металлургии сейчас идет восстановление производства труб, а по выпуску стали и проката есть значительный рост к уровню I квартала прошлого года — соответственно на 17,6% и 33,4%. А вот в автостроении похвалиться, к сожалению, пока нечем. В этой отрасли индекс производства в январе-марте составил всего 19,5% к соответствующему прошлогоднему уровню. Поэтому и поставки белорусских смежников на сборочные конвейеры наших автозаводов резко сократились.

Но надежда на улучшение есть. Для поддержки спроса на автомобили производства Группы ГАЗ («Газель», «Волга-Сайбер») правительство области выделяет 250 млн. RUB. За счет этих средств планируется льготировать проценты по кредитам при приобретении автотранспорта до 100% ставки рефинансирования Центробанка РФ. Таким образом, процентная ставка для заемщика с учетом компенсации составит 5-7%. По оценке, объем реализации автомобилей в рамках этой программы поддержки может составить более 3 млрд. RUB, что соответствует стоимости более 8 тыс. «Газелей» или свыше 6 тыс. «Волга-Сайбер».

- А в каких еще отраслях экономики Нижегородской области создается платежеспособный спрос?

— Например, в жилищном строительстве. Темп роста его объемов за I квартал составил 165,4% к такому же периоду прошлого года. В эксплуатацию за три месяца введено 343 тыс. м2 общей площади жилья. Правительство области усиливает финансовую поддержку жилищного строительства и инфраструктурных проектов и планирует выделить на эти цели около 1 млрд. RUB. Кроме того, предполагается получить еще около 2 млрд. RUB из федерального бюджета и направить почти 200 млн. RUB областных средств на развитие социальной и корпоративной ипотеки, что должно сделать доступными кредиты на строительство жилья. Естественно, потребуются большие строительные мощности.

АПК области заинтересован в дальнейшем развитии сотрудничества с организациями Беларуси по вопросам внедрения высокоурожайных сортов зерновых, овощей и сахарной свеклы, проведения модернизации предприятий агропрома за счет поставок белорусской сельхозтехники. Представляют интерес и закупки ряда продовольственных товаров.

- Как вы оцениваете шансы белорусских экспортеров закрепиться сейчас в этих и других рыночных сферах нижегородского региона?

— Шансы всегда есть. Необходимо продолжать реализовывать продуманную маркетинго-сбытовую политику. Тем более что в нашем регионе неплохо развита товаропроводящая сеть ваших предприятий. Причем ряд из них плодотворно сотрудничает с местными сервисно-сбытовыми организациями. Так, продажу и обслуживание тракторов «Беларус» в Нижегородской области проводит «Торговый дом МТЗ-ЕлАЗ», дилерским и техническим центром Гомсельмаша является «Нижегородагроснаб», сельхозпродукцию реализуют структуры, созданные Кобринским маслосырзаводом с компанией «Браво» из Нижнего Новгорода, а также Гродномолкомбинатом.

Кроме того, 8 апреля издан приказ Минэкономразвития РФ № 123 «О внесении изменений в приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 5 декабря 2008 г. № 427», в соответствии с которым ряд белорусских товаров получил льготный допуск к системе госзакупок в России. Документ включает десятки важнейших товарных позиций белорусской продукции. Так что у белорусских предприятий есть все возможности, чтобы занять свободные ниши на рынке нижегородского региона и составить достойную конкуренцию другим товаропроизводителям.

Беседовал Николай ТОЛСТИК


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях