Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №73(2669) от 26.09.2023 Смотреть архивы


USD:
3.1498
EUR:
3.4355
RUB:
3.348
Золото:
192.6
Серебро:
2.37
Платина:
93.17
Палладий:
127.09
Назад
Факты, комментарии
09.02.2010 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Есть ли жизнь на пенсии

Проблемы социального страхования и пути реформирования пенсионной системы обсудили на днях представители объединений нанимателей и специалисты Всемирного банка. Такая тема выбрана не случайно. Система социальных пособий и пенсионного обеспечения в Бе...

Проблемы социального страхования и пути реформирования пенсионной системы обсудили на днях представители объединений нанимателей и специалисты Всемирного банка. Такая тема выбрана не случайно. Система социальных пособий и пенсионного обеспечения в Беларуси давно утратила страховой характер, а взносы в Фонд соцзащиты по сути являются дополнительным налогом. По мнению предпринимателей, это фактор, демотивирующий трудовые отношения и ухудшающий конкурентоспособность отечественных предприятий.

Сегодня средства, поступающие в Фонд социальной защиты населения, немедленно перераспределяются от одних, активных социальных групп, в пользу других. «Сам Фонд при этом фактически постоянно остается пуст, напоминая финансовую пирамиду, которая наряду с увеличением дефицита бюджета формирует ряд угроз в будущем: рост внешнего и внутреннего долга, отток инвестиций, снижение уровня жизни населения, — считает председатель ООО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» Владимир Карягин. — Не секрет, что суммы на выплату пенсий набираются «с колес». Известны случаи, когда плательщикам предлагают перечислить взносы досрочно, чтобы восполнить недостаток ресурсов для пенсионных выплат. Такая ситуация сложилась в конце 2009 г. в Гомельской области, сообщил В.Карягин.

По данным Всемирного банка, общие расходы на все виды социальных пособий в Беларуси составляют 1,5% к ВВП при среднем показателе по региону — 2,2%. При этом 40% социальных пособий и льгот получают 20% самого бедного населения (доход равен прожиточному минимуму), тогда как в других странах — 60%. «Программа неэффективна, из нее надо вывести обеспеченных людей, — считает старший специалист по вопросам социальной защиты Всемирного банка Екатерина Петрина. — Оценка бюджетов домашних хозяйств выявила, что 26% адресатов вполне обеспечены и без социальной помощи: на них приходится 4 и более БПМ из общей суммы средств домашнего хозяйства. Поэтому наряду с уменьшением программ, направленных на помощь определенным категориям (пенсии; пособия, связанные с рождением ребенка; уходом за ребенком в возрасте до 3 лет; пособия по безработице и др.), необходимо поддерживать программы адресной социальной помощи, доля которых пока составляет лишь 0,4% ВВП». В других европейских странах пособия не являются фиксированными периодическими денежными выплатами и адресуются не гражданину, а семье, временно оказавшейся в трудном материальном положении. Одновременно домохозяйству оказывается помощь в обеспечении стабильного дохода, содействие в трудоустройстве, социальной интеграции. Пособия не предполагают уплату взносов, а на 90% являются бюджетными расходами.

В Беларуси, по данным статистики, 76% граждан, занятых в экономике, участвуют в формировании ФСЗН. В 2010 г. на каждого пенсионера приходится почти два плательщика взносов. При этом пенсионный возраст (55 лет для женщин и 60 для мужчин) у нас, в России и Украине ниже, чем в Молдове (57/62), Хорватии (60/65), Румынии (58/63), Болгарии (59/63), Литве (60/62,5), Латвии (61/62), Словении (61,8/62), Эстонии (60/63), Словакии (58/62), Чехии (58/61,8), Польше (60/65), Венгрии (62/62). К тому же у нас мужчины после выхода на пенсию живут в среднем 5 лет, а женщины — 15 (продолжительность жизни женщин вообще на 8 лет выше). Ожидается, что численность населения и его старение в Беларуси продолжится, а значит, и уменьшится количество плательщиков взносов. Поэтому, по мнению специалистов ВБ, возраст выхода на пенсию, особенно для женщин, необходимо повысить.

Напомним, что обязательные страховые взносы составляют 35% от фонда оплаты труда (в т.ч. 28% на пенсионное обеспечение (для сельхозпредприятий — 24%) и 6% на социальное страхование уплачиваются работодателем, а 1% от зарплаты на пенсионное обеспечение — работником). Высокие выплаты увеличивают себестоимость продукции, снижая ее конкурентоспособность. Это стимулирует нанимателя к уклонению от уплаты взносов и выплаты зарплаты «в конверте». Кстати, по результатам проведенного МНС в 2009 г. выборочного анализа сведений о доходах и имуществе должностных лиц организаций, где размер зарплаты колебался в пределах бюджета прожиточного минимума, у 65% граждан легальные заработки не покрывали их расходы. Но призывы к легализации доходов разбиваются о простой расчет: лучше получить максимум сегодня, чем все равно жалкую пенсию в старости.

Ведь уходящим на заслуженный отдых работникам, особенно высокооплачиваемым, пенсия не обеспечивает достойный, а уж тем более привычный уровень жизни. Так, в январе 2010 г. средний размер пенсии составил 468,2 тыс. Br (163 USD или 5 USD в день), в т.ч. по возрасту — 491,2 тыс. Br. То есть пенсия замещает примерно 49% средней зарплаты, а поскольку размер первой мало зависит от второй, то у тех, кто получает много, разрыв куда значительнее. Правда, небольшая разница между уровнем минимальной и максимальной пенсии по возрасту характерна и для других стран, но в Беларуси она не отражает размер взносов, поступивших от плательщика в систему в период трудоспособной деятельности. Вместе с тем существует ряд привилегированных групп, имеющих гарантии высоких пенсий, фактически не обеспеченных ресурсами. А это никак не соответствует мировой практике, когда пенсия тем выше, чем больше уплачено взносов. В большинстве стран, например в Польше, списки льготников сокращаются, а в некоторых вообще отсутствуют (Норвегия).

Не лучше дело обстоит с социальным обеспечением. Пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет (3 USD в день) не позволяет обеспечить даже самые минимальные потребности матери и ребенка. Пособие по безработице (15 USD в месяц (0,5 USD в день) делает бессмысленной регистрацию в службе занятости, что и не позволяет реально оценить ситуацию на рынке труда, сетуют директора. «Сегодня для белоруса выход на пенсию, если он не милиционер, не чиновник, не депутат и не военный, — это трагедия, — считает директор ООО «Белтеплоизоляция» Николай Наруцкий. — Чтобы работники, особенно руководители подразделений, после выхода на пенсию не перешли резко в категорию бедных, коллективным договором на предприятии установлены доплаты, в некоторых случаях достигающие 100% от суммы начисленных пенсионных средств». Но многие ли следуют такому примеру? Ведь такие доплаты производятся из чистой прибыли.

По мнению экспертов ВБ, нужно снижать размер взносов на социальное страхование, уплачиваемых нанимателями, одновременно повышая страховые взносы, отчисляемые работниками.

Для усиления мотивации к труду и регулярным выплатам пенсионных взносов во многих странах введена добровольная пенсионная система, функционирующая через страховые фонды. В таком случае работник получает возможность прогнозировать размер будущей пенсии и влиять на ее пропорции, а наниматель — участвовать в управлении социальным страхованием. Однако в Беларуси добровольное страхование дополнительной пенсии работников за счет средств нанимателя негосударственными страховыми организациями не производится. К тому же такие взносы не облагаются налогом, лишь если они уплачены государственной страховой организации (которая в республике только одна). Неудивительно, что граждане обращаются к услугам зарубежных накопительных пенсионных фондов, хотя их деятельность в республике запрещена. Но это не смущает некоторых граждан, стремящихся к обеспеченной старости. Другие пытаются накопить что-либо сами, благо банки предлагают весьма гибкие условия депозитов и высокие проценты.

«При реформировании пенсионной системы нельзя забывать о скрытом пенсионном долге — обязательствах действующей пенсионной системы перед теми пенсионерами, которые уже заработали определенные пенсионные права и пострадают в первую очередь», — считает кандидат экономических наук, старший научный сотрудник Института экономики НАН Владимир Николаевский. — Размер такого долга в настоящее время превышает 300% годового ВВП. По сути это и есть цена пенсионной реформы».

Елена ПЕТРОШЕВИЧ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by