$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Есть ли место бизнесу в ЖКХ?

04.09.2007

Заявляя о планах защитить права потребителей жилищно-коммунальных услуг, для чего принять соответствующий закон, депутаты сокрушались, что на этом рынке нет конкуренции, что в эту сферу не идет частный бизнес. По оценкам депутатов, принятие нового закона должно покончить с зависимостью населения от монополиста, дать людям возможность выбирать, у кого получить услугу. Однако не лишним будет вспомнить, что такие планы мы уже пытались реализовать.

Директор частного предприятия ЧУП «Аймалин», оказывающего жилищно-коммунальные услуги в столице, Виктор Клименко согласен с тем, что отрасль эта проблемная, однако не уверен, что готовящейся законопроект сможет что-то исправить. «Если не учтены экономические интересы, о каких реформах может идти речь? Ведь дело не в том, что людям кто-то мешает выбирать частные ЖЭСы. Дело в том, что их попросту нет. По крайней мере, в Минске, кроме нас, я больше никого не знаю, за исключением созданных при предприятиях для обслуживания их собственного жилого фонда. И они не будут работать до тех пор, пока это не будет экономически выгодно, — сказал он «ЭГ». — Это, в свою очередь, не произойдет до тех пор, пока у частных ЖЭСов будут неравные условия с государственными организациями, т. е. пока вторые будут дотироваться».

«При этом у государственного и частного ЖЭСа «ценник» должен быть одинаковый, а еще лучше, чтобы ниже», — говорит Клименко. Кроме того, как известно, коммунальное обслуживание в год у нас не может подорожать больше установленного размера — где тут развернуться «частнику», а государственным ЖЭСам перейти на самофинансирование?

Однако по заверению заместителя начальника Управления жилищного хозяйства Минжилкомхоза Михаила Колосова, условия для прихода бизнеса в сферу жилищно-коммунальных услуг созданы. Доказательство тому — принятая Минжилкомхозом Инструкция (постановление Минжилкомхоза от 10.04.2006 № 16), которая предусматривает наряду с государственными выделение дотаций и коммерческим ЖЭСам. «Условия есть. Хотя, видимо, этого еще недостаточно», — признал Колосов, имея в виду слишком малое число частных жилищных организаций. По информации Минжилкомхоза, сегодня в Беларуси создано уже более 550 товариществ собственников (ТС), работает 15 негосударственных жилищных организаций (из них 7 в столице).

По словам директора «Аймалина», дотации эти «частнику» или ТС получить очень сложно из-за многочисленных условий. К слову, воспользовались этим правом только 10% всех ТС. Причем самое сложное требование — это требование наличия в штате соответствующих «единиц». «Но если, скажем, сантехник и электрик нужен постоянно, то плотник и сварщик — от случая к случаю. На полставки никто работать не пойдет, потому что деньги маленькие. Поэтому товарищества предпочитают лучше платить больше, но самим решать, кого и сколько им нанимать», — пояснил В.Клименко.

На очень редких семинарах для столичных ТС, где они собираются, чтобы обсудить свои проблемы, из года в год в сознании коммунальников все более крепнет мысль о необходимости объединения ради выживания. К примеру, создать ассоциацию, которая представляла бы их интересы на уровне города. Однако, судя по всему, делом этим разговорам не суждено закончиться. «Чтобы кому-то взять на себя роль объединителя, нужны деньги. Была идея «скинуться», но как, если мы нищие? Тут не знаешь, как выжить. И вот каждый варится в своем соку…», — рассказывает В.Клименко.

«Аймалин» сейчас, впрочем, как и все 13 лет своего существования, работает без прибыли — только на покрытие своих расходов. «Если у тебя появилась прибыль, в комитете по ценообразованию ты должен ее обосновать, а это такая волокита, что туда лучше вообще не ходить. Поэтому мы работаем по тем же тарифам, что и город. Кроме того, если ты больше закладываешь прибыль, то, естественно, у тебя будут большие расходы, а значит, больше придется платить жильцам. За эти «переплаченные» пять копеек они будут долго возмущаться».

Однако едва ли не единственный в стране частный ЖЭС, долгие годы балансирующий на грани выживания, веры в лучшее не теряет: «Мы надеемся, что реформа все-таки произойдет, и мы сможем работать нормально».

Страсти, которые разгорелись в 2003 г. вокруг ЖКХ после принятия правительством концепции развития отрасли, в последние годы несколько поутихли, и о реформе слышно все меньше и меньше. Напомним, что вопрос о необходимости реформирования встал после того, как КГК после комплексной проверки организаций системы сделал весьма нелицеприятные для руководства Минжилкомхоза выводы: неудовлетворительное финансовое состояние, неэффективное расходование государственных средств (см. «ЭГ» № 59 от 5.08.2003 г.).

На первом из трех этапов реформы — до 2006 г. — в отрасли предполагалось сформировать «договорные отношения преимущественно на конкурсной основе», а также условия для создания совместных домовладений, ТС, упорядочить систему льгот и включить в рамки единой социальной защиты населения безналичные жилищные субсидии. К концу второго этапа (2006-2010 гг.) 60% жилфонда уже должно обслуживаться частными компаниями. К 2015 г. правительство запланировало и вовсе отказаться от дотирования отрасли, оставив государству обязанность субсидировать лишь малоимущие слои.

Тогда, как и сегодня, говорилось о том, что привлечь частника в эту неприбыльную сферу можно только наличием экономических стимулов. ЖЭСы, как государственные, так и частные, должны либо не дотироваться вообще, либо получать субсидии на одинаковых условиях. Пока этого не случится, ни о какой конкурентной среде говорить не стоит.

Инесса ГЕРМАНЧУК