Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Проблемы и решения
11.01.2002 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Если забывается НАУКА

В бюджете 2002 года на поддержку науки, хоть она и продекларирована в числе приоритетов правительства, отпускается всего около 102 млрд.рублей. Это в 2 раза меньше, чем, например, должно пойти на национальную оборону. В несколько раз богаче и статья на финансирование правоохранительных органов. Можно сказать, через запятую об интересах и нуждах науки говорится в программе правительства, расcчитанной до 2005 года. Ученые же считают науку базовым ресурсом экономики. Поэтому одна из причин, тормозящих экономическое развитие нашей страны, -- в хронической недооценке роли научно-технического прогресса в реструктуризации и модернизации народнохозяйственного комплекса. Об этом рассуждает в своей статье заведующий сектором Института экономики НАН Беларуси, кандидат технических наук Андрей МАРКОВ.

В бюджете 2002 года на поддержку науки, хоть она и продекларирована в числе приоритетов правительства, отпускается всего около 102 млрд.рублей. Это в 2 раза меньше, чем, например, должно пойти на национальную оборону. В несколько раз богаче и статья на финансирование правоохранительных органов. Можно сказать, через запятую об интересах и нуждах науки говорится в программе правительства, расcчитанной до 2005 года. Ученые же считают науку базовым ресурсом экономики. Поэтому одна из причин, тормозящих экономическое развитие нашей страны, -- в хронической недооценке роли научно-технического прогресса в реструктуризации и модернизации народнохозяйственного комплекса. Об этом рассуждает в своей статье заведующий сектором Института экономики НАН Беларуси, кандидат технических наук Андрей МАРКОВ.

Известно, что увеличение наукоемкости ВВП на 0,02% -- 0,03% влечет за собой рост последнего, в 5--7 раз больший. А в случае продолжительного (5--7 лет) снижения наукоемкости до уровня 0,3% -- 1% в год научно-технический потенциал страны может разрушиться. Эти пороговые цифры характерны для регрессирующей экономики, не способной на инновационное развитие. Начиная с 1992 года наукоемкость ВВП в Беларуси не превышала 1%! Что же происходит у нас в сфере науки? Приведу некоторые факты.

Численность работников научных организаций в стране в течение 90-х годов сократилась более чем втрое. Научные кадры стареют. Среди докторов наук 46%, а среди кандидатов 11% достигли пенсионного возраста. Количество ежегодно защищаемых докторских диссертаций по сравнению с 1990г. снизилось вдвое. В связи с "вымыванием" из научной среды наиболее подготовленных и работоспособных специалистов, относящихся преимущественно к средневозрастному звену, снижается эффективность проводимых исследований, разрушаются научные школы. В науке исчезает преемственность. 60% наиболее дорогостоящего научного оборудования в НАН Беларуси морально устарело и не соответствует уровню исследований, необходимому на современном этапе научно-технического развития. Престижность научной деятельности в стране находится на необоснованно низком уровне.

Очевидно, что финансирование науки по остаточному принципу является стратегической ошибкой "замедленного действия". Развитие науки для Беларуси должно стать ее национальным приоритетом. Мы ведь в отличие от России не имеем собственной сырьевой базы как постоянного источника для наполнения государственного бюджета. Наука, кроме того, является возобновляемым базовым ресурсом экономики, который не требует для своего развития значительных капитальных вложений при наличии в стране высококачественной системы образования и высокопрофессиональных научных школ, что как раз характерно для Беларуси. Это соответствует основополагающей тенденции мировой экономики -- переделу последнего и важнейшего на современном этапе развития общества ресурса -- мирового интеллекта. За обладание этим ресурсом идет острая борьба между финансово-промышленными группами, транснациональными компаниями и целыми государствами. Но у этого процесса есть своя специфика: он скоротечен. И у нас нет вариантов, при которых мы могли бы оставаться просто его сторонними наблюдателями. Потеря генофонда может стать для нас потерей последней надежды войти в элитный клуб стран Золотого миллиарда.

Крайне низкой остается востребованность результатов научной деятельности производственной сферой. Только 2% определяющих технологий (то есть используемых при производстве основных видов продукции и формирующих ее технические характеристики), внедренных сегодня в отечественное производство, разработаны в Национальной и Аграрной академиях наук Беларуси, Министерстве образования и БГУ. Не лучше обстоят дела и в отраслевой науке. Доля выполняемых в промышленности прикладных исследований в структуре затрат на производство конечной продукции сократилась с 60% в 1990г. (что соответствовало уровню развитых стран) до 36% в 1999г. Это сокращение происходило на фоне таких негативных явлений, как снижение почти вдвое количества специалистов высшей квалификации и более чем в три с половиной раза -- молодых специалистов, работающих в отраслевых НИИ и КБ (в некоторых их уже нет вообще); ухудшение патентной деятельности. И это при том, что после распада СССР во многих отраслях (автосельхозмашиностроении, станкостроении, двигателестроении, легкой промышленности и др.) отсутствуют головные научные организации.

В результате на предприятиях увеличился объем производства мелкосерийных изделий собственной разработки, началась переориентация ряда базовых для НИИ предприятий на производство социально-значимой, но менее наукоемкой продукции.

При этом предприятия остро нуждаются в модернизации производства, так как износ активной части их основных фондов достиг угрожающего предела -- 70% в среднем по народному хозяйству, тогда как его нормативный уровень не должен превышать 50%. Образно выражаясь, в процессе "проедания" накопленных предшествующими поколениями основных фондов мы приступили к десерту и уже совсем скоро придется платить по счету.

Средняя продолжительность использования определяющих технологий в производственной сфере Беларуси составляет от 20 до 30 лет. Для сравнения, в США в целях обеспечения конкурентоспособности продукции замена технологического оборудования в приоритетных наукоемких производствах происходит каждые пять лет. По этим показателям наши предприятия полностью неконкурентоспособны. Почти половина используемых ими определяющих технологий (оборудования) разработана еще в период до 1985г., то есть во времена СССР, и только 23% -- в последнем пятилетии.

Сложившееся положение дел даже в долгосрочной перспективе не дает оснований полагать, что новые и высокие технологии станут определяющим фактором научно-технического прогресса в республике. Их доля, согласно прогнозу, в 2020 году составит соответственно 17% и 3%. Сегодня в совокупности они составляют всего 8,5% от общего числа определяющих технологий, используемых в народном хозяйстве страны.

Это, в свою очередь, окажет негативное влияние на позиции белорусских производителей на мировом рынке, смену укладности национальной экономики, не позволит нам стать в один ряд с развитыми странами мира.

Связующим звеном между наукой и техникой является инновационная инфраструктура. К ее основным элементам относятся: технопарки и технополисы; венчурные и инновационные фонды и банки; страховые и перестраховочные компании; малые инновационные и венчурные предприятия; консалтинговые, инжиниринговые, аудиторские, контроллинговые и другие фирмы и компании, специализирующиеся в области разработки и продвижения инноваций в сферу производства.

Отличительная черта этих структурных элементов состоит в том, что все они практически являются порождением рынка и вне его существовать не могут, поскольку их деятельность основывается исключительно на инициативе отдельных личностей (коллектива личностей), имеющих своей целью высокую прибыль. А здесь без высокой компетенции как в научных исследованиях, так и в использовании их результатов в производстве не обойтись. Свободные рыночные отношения являются питательной средой для формирования инновационной инфраструктуры. Как только в стране создается благоприятный деловой и инвестиционный климат, инновационная инфраструктура формируется естественным образом исключая необходимость образования административным путем разнообразных и малоэффективных в этом случае внедренческих структур.

Таким образом, отсутствие в Беларуси либеральной рыночной экономики, основанной на примате частной собственности, использующей мотивационные механизмы, не предполагает формирования в ней эффективной (неформальной) инновационной инфраструктуры, а следовательно и выполнения нерешенной задачи всего доперестроечного периода -- "соединения науки с производством".

Сказанное выше относится ко всей проблеме научно-технического развития республики. Только отказ от администрирования (в отличие от регулирования, имеющего целью создание для субъектов хозяйствования только "правил игры", направленных на интенсификацию экономических процессов) и либерализация экономики способны создать условия для формирования действительно открытой экономики, привлечения инвестиций и, как следствие, быстрой реструктуризации и модернизации всего народнохозяйственного комплекса.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений