$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Итоги

ЕСЛИ ВЫПАЛ ПЕРЕБОР

01.07.2011

Нынешняя ситуация в экономике республики является логическим следствием проводимой в предыдущие годы экономической политики. Избыточные госрасходы, рост зарплат и цен на энергоносители оказались не по силам экономике, «перегретой» завышенными планами роста и социальными проектами. Все это сказалось на состоянии государственных финансов, которое обсуждали депутаты на очередном заседании Палаты представителей при утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2010 г.

Прошлогодний бюджет формировался сложно и напряженно из-за остаточного влияния мирового финансового кризиса, отметил, выступая перед депутатами, министр финансов Андрей ХАРКОВЕЦ. По его словам, конъюнктура мирового рынка не позволила за счет прироста экспорта восстановить высокие темпы экономического роста. А потому одним из основных источников поддержки экономики стало эмиссионное кредитование, признал А.Харковец. Если в кризисном 2009 г. рост ВВП обеспечивался стабилизационными внешними кредитами, прежде всего МВФ, и доходами от продажи госсобственности, то в 2010 г. внешняя поддержка значительно сократилась. К тому же повышение цены на газ с 147 USD за тыс. м3 в 2009 г. до 186 USD в 2010 г. «вымыло» из экономики более 800 млн. USD, а введение вывозных пошлин на российскую нефть в размере 274 USD/т привело к ухудшению сальдо счета текущих операций более чем на 1,5 млрд. USD. Изменились также условия торговли нефтепродуктами.

Однако эти факторы не привели к адекватной корректировке политики государства, считает министр. Стремление достичь высоких темпов роста не соответствовало реальным возможностям его сбалансированного финансирования, что привело к «перегреву» экономики. Высокий темп роста ВВП позволил выполнить прогнозные показатели. Но в итоге, во-первых, возрос дефицит счета текущих операций платежного баланса. «Как следствие, проявился внутренний дисбаланс в экономике, что в условиях недостаточности внешнего финансирования усилило давление на обменный курс национальной валюты и потребовало значительных интервенций за счет валютных резервов страны», — сказал министр. Во-вторых, увеличены внешние заимствования, которые привлекались не для финансирования дефицита госбюджета, что является стандартной практикой, а для поддержания золотовалютных резервов — это А.Харковец назвал «особенностью нашего денежно-кредитного регулирования». Между тем рост объема господдержки экономики и расходов на зарплату привели к структурным сдвигам в бюджете. Выросла доля расходов на обслуживание и погашение госдолга и компенсацию процентов по банковским кредитам. Дополнительные расходы бюджета на выплату зарплаты составили около 1,4 трлн. Br, или 0,9% к ВВП. А.Харковец отметил, что эта нагрузка в полной мере проявляется в текущем году: доля расходов на зарплату составляет около 40% бюджета — на 6 процентных пунктов больше, чем в 2010 г.

В силу названных причин республиканский бюджет на 2010 г. пришлось скорректировать Указом от 27.12.2010 № 679: с первоначально установленных законом по доходам с 35,5 трлн. Br до 29,9 трлн., по расходам — с 38,2 до 34,7 трлн., а дефицит — с 2,7 трлн. Br (1,5% к ВВП) до 4,8 трлн., или 3% к ВВП.

Для компенсации потерь правительством был реализован пакет налоговых мер на сумму 1,5 трлн. Br. В частности, введены сбор за реализацию исключительного права внешней торговли в части экспорта удобрений (0,6 трлн. Br), более полный учет товарных потоков при изъятии таможенных платежей и повышении качества их администрирования (300 млрд. Br), увеличены нормативы отчислений в инновационный фонд Минэнерго для прибыльных предприятий, повышены ставки акцизов на табачные изделия и алкогольную продукцию (около 100 млрд. Br), около 300 млрд. Br дополнительно получено благодаря росту ввоза автомобилей для личного пользования.

Были ограничены некоторые бюджетные расходы, например, на закупку предметов снабжения, капремонтов, оплаты услуг транспорта и связи. Отложено финансирование ряда мероприятий госпрограмм, в первую очередь связанного с приобретением импортного оборудования, оптимизированы и перераспределены ассигнования в рамках государственной инвестиционной программы по наиболее приоритетным объектам, ограничено направление части дополнительных доходов инновационных фондов на финансирование их расходов. Все это позволило сэкономить почти 3,5 трлн. Br.

По словам А.Харковца, бюджет по расходам исполнен на 98,8%. Сегодня же придется продолжать режим экономии, отказываться от непервоочередных расходов, поступательно снижать участие государства в экономике.

Выступивший с содокладом заместитель председателя Постоянной комиссии по бюджету, финансам и налоговой политике Геннадий ДЕМИДЧИК среди основных внутренних факторов, сдерживавших экономическое развитие страны в 2010 г., выделил структурную разбалансированность экономики, невысокую долю малого и среднего бизнеса в ВВП, слабое привлечение прямых иностранных инвестиций, медленное развитие инновационной активности. Депутат напомнил, что не освоены бюджетные ассигнования в полном объеме ни по одному разделу бюджетной классификации. Общегосударственная деятельность профинансирована на 99,1% к уточненному годовому плану, национальная оборона — 99,6%, национальная экономика — 97,3%, здравоохранение — 99,7%, образование — 99,3%, социальная политика — на 99,7%.

В итоге депутаты утвердили отчет об исполнении республиканского бюджета за 2010 г. таким, каков он оказался. Остается надеяться, что в текущем году корректировки будут не слишком болезненными, а при формировании бюджета на следующий год будут учтены все внешние и внутренние реалии.

Анна ФЕДОРОВА