Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №48(2545) от 01.07.2022 Смотреть архивы

USD:
2.5329
EUR:
2.6533
RUB:
4.7397
Золото:
148.81
Серебро:
1.74
Платина:
75.82
Палладий:
152.69
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Если нарушено право

С начала года в Конституционный суд обратилось более трех тысяч граждан, субъектов хозяйствования, общественных объединений, государственных органов...
С начала года в Конституционный суд обратилось более трех тысяч граждан, субъектов хозяйствования, общественных объединений, государственных органов. О том, какие меры реагирования приняты по поводу этих обращений, как исполнялись принятые решения, рассказывает председатель Конституционного суда Республики Беларусь Григорий ВАСИЛЕВИЧ.

Так, Заключением КС от 2004-01-30г. была установлена, по существу, незаконность направления Верховным судом судебной практики, согласно которой иностранная валюта, даваемая взаймы гражданами друг другу, взыскивалась в доход государства вместо защиты интересов потерпевшей стороны. В результате вмешательства КС, вынесшего свое решение по предложению Палаты представителей, Верховным судом были истребованы и проанализированы сведения о гражданских делах по спорам о договорах займа инвалюты. В настоящее время на рассмотрении в судах республики находится 29 таких дел и 71, по которым решения не исполнены в полном объеме или частично.

В целях правильного применения положений Закона от 2003-07-22г. N 226-З "О валютном регулировании и валютном контроле", об обратной силе которого содержится указание в названном Заключении, Верховным судом направлено письмо от 5.04.2004г. № 08-5/146 с разъяснением о применении Закона по нерассмотренным или неисполненным делам данной категории. Там сказано: "Что же касается дел, по которым решения судов первой инстанции вступили в законную силу, но не были исполнены полностью или частично, то применительно к ст.492 Гражданско-процессуального кодекса Республики Беларусь исполнительные производства по таким делам подлежат прекращению без дальнейшего исполнения".

В Конституционном суде 4 июня 2004г. рассмотрено обращение Ассоциации белорусских банков, касающееся вопросов соблюдения банковской тайны в отношении банковских вкладов физических лиц в иностранной валюте.

Конституционный суд подчеркнул, что право гражданина на банковскую тайну является составной частью основных прав и законных интересов человека и гражданина, предусмотренных статьей 28 Конституции. В соответствии с ней каждый имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на его честь и достоинство.

Право гражданина на банковскую тайну находится во взаимосвязи с такими конституционными правами, как право на личную жизнь, на тайну сообщений, на собственность и ее неприкосновенность, на свободу экономической деятельности.

Правовая регламентация банковской тайны содержится в Банковском кодексе РБ (далее - БК).

В соответствии с ч.5 ст. 122 БК сведения, составляющие банковскую тайну физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, представляются банком им самим, их представителям при наличии у них соответствующих полномочий, а также в случаях, предусмотренных законодательными актами РБ:

органам дознания и предварительного следствия и судам по находящимся в их производстве уголовным делам, по которым в соответствии с законом может быть применена конфискация имущества, а также судам по гражданским делам, вытекающим из уголовных дел;

судам по находящимся в их производстве гражданским делам о взыскании алиментов (при отсутствии заработка или иного имущества, на которое может быть обращено взыскание), либо о разделе имущества, находящегося в совместной собственности супругов, либо о взыскании сумм, полученных в виде займов, и по иным гражданским делам.

Налоговым органам и их должностным лицам в соответствии с п. 2 ст. 81 Общей части Налогового кодекса (далее - НК) предоставлено право получать от других государственных органов, организаций и физических лиц необходимые для выполнения возложенных на налоговые органы обязанностей информацию и документы. В свою очередь банк обязан в течение одного банковского дня после открытия или закрытия счета организации или индивидуального предпринимателя сообщить об этом в налоговый орган по месту постановки на учет этих лиц (п. 2 ст. 68 НК).

В данном решении Конституционный суд не касался вопросов, связанных с определением объема информации о счете (вкладе) физического лица в иностранной валюте, а также процедуры представления и хранения сведений, составляющих банковскую тайну физических лиц, для обеспечения их конфиденциальности.

Полагаем, что если бы в обращении Ассоциации белорусских банков говорилось не только о правовой основе получения сведений, но и о перечисленных вопросах, то, возможно, в своем решении Конституционный суд мог бы указать, например, и на то, следует ли указывать всю сумму вклада или достаточно ограничиться информацией о том, имеется на счете требуемая для возмещения долга сумма или нет. Разумеется, при этом речь не идет о совершении преступления.

В Конституционный суд поступило обращение гражданина, который поставил вопрос о конституционности Положения о государственном энергетическом надзоре в Республике Беларусь, утв. постановлением Совмина от 10.01.1998г. № 26, в части, допускающей беспрепятственный доступ в любое время суток должностных лиц, осуществляющих энергонадзор, к электрическим и теплоиспользующим установкам для выполнения возложенных на них обязанностей.

КС обратил внимание на то, что ст. 29 Конституции гарантирует неприкосновенность жилища и иных законных владений граждан. Никто не имеет права без законного основания войти в жилище и иное законное владение гражданина против его воли. Неприкосновенность жилища - это, по существу, гарантия права человека на личную (частную) жизнь. Личная жизнь граждан, тайна переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений охраняются законом.

Согласно ст. 23 Конституции ограничение прав и свобод личности допускается только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты нравственности, здоровья населения, прав и свобод других лиц.

Конституционный суд в связи с этим считает допустимым наделение уполномоченных должностных лиц правом на беспрепятственный доступ к электрическим и теплоиспользующим установкам независимо от места их нахождения только при авариях, пожарах либо в ситуациях, представляющих угрозу жизни людей. В иных случаях порядок доступа к таким установкам должен определяться договорами, заключенными между сторонами в соответствии с законодательством.

На основании изложенного Конституционный суд предложил Совмину внести необходимые изменения в п. 8 упомянутого Положения. Будем рассчитывать, что правительство в ближайшее время позитивно отреагирует на это предложение.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений