Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №23(2717) от 26.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2545
EUR:
3.5239
RUB:
3.5097
Золото:
228.08
Серебро:
2.6
Платина:
94.8
Палладий:
105.16
Назад
Консультации
15.03.2005 8 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЕСЛИ ГОСОРГАН НЕ ПРАВ

Как оспорить ненормативный правовой акт

Как оспорить ненормативный правовой акт

Дела об оспаривании ненормативных актов государственных органов и органов местного управления и самоуправления составляют незначительное число в общей массе дел, рассматриваемых хозяйственными судами, но их результат для хозяйствующих субъектов чрезвычайно важен. Вместе с тем надо помнить, что  требование о признании недействительным такого акта суд будет рассматривать по существу только в случае, если лицо, чьи права нарушены, направит его в суд с соблюдением установленных требований. Хозяйственный процессуальный кодекс (далее - ХПК) в редакции 2004 г. вносит некоторые коррективы в прежний порядок подачи такого рода заявлений.

Прежде всего отметим, что новая редакция кодекса изменяет правила подсудности дел этой категории. Согласно ст. 51 ХПК  заявления к государственным органам, органам местного управления и самоуправления, вытекающие из административных правоотношений, направляются в хозяйственный суд с учетом правил исключительной подсудности, то есть по месту нахождения заявителя (в соответствии с нормами ХПК 1999 г. иск предъявлялся в хозяйственный суд по месту нахождения государственного органа). В случае несоблюдения данного правила заявление возвращается без рассмотрения, что все же не лишает заявителя возможности снова направить заявление по подсудности.

В исковом заявлении должны быть указаны обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и приведены доказательства, подтверждающие основания исковых требований. То есть заявитель должен указать, в чем выражается несоответствие принятого ненормативного акта действующему законодательству и каким образом оспариваемый акт затрагивает его права и законные интересы, указать акты законодательства, подтверждающие обоснованность требований.

Помимо общих требований, к содержанию заявления предусмотрены и дополнительные. В частности, согласно ст. 228 кроме наименования органа, должностного лица, издавших акт, даты его издания, заявитель должен указать, какие права и законные интересы нарушаются этим актом или его отдельными положениями, какому законодательному или иному нормативному акту противоречит обжалуемый акт.

К заявлению прилагается ряд документов - копии заявления в количестве экземпляров, равном числу ответчиков, копия оспариваемого акта, а также документы, которые подтверждают:

- уплату государственной пошлины в установленном порядке и размере. Согласно п.п. 3.2 постановления Совмина от 2003-03-26 г. № 402 "О ставках государственной пошлины и предоставлении дополнительных льгот по ее уплате" (с изменениями и дополнениями) с заявлений о признании недействительными полностью или частично актов органов государственного управления или иных органов, не имеющих нормативного характера, подаваемых юридическими лицами в Высший хозяйственный суд Республики Беларусь, взимается государственная пошлина в размере 20 базовых величин по каждому требованию, а в случае подачи заявлений в другие хозяйственные суды - 10 базовых величин; индивидуальные предприниматели и граждане, обжалуя ненормативный акт государственного органа, уплачивают государственную пошлину в размере 5 базовых величин;

- соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это установлено законодательными актами. В соответствии с пунктами 30-32 Порядка проведения организации и проведения проверок (ревизий) финансово-хозяйственной деятельности и применения экономических санкций, утвержденного Указом Президента от 15.11.1999г. № 673 (с изменениями и дополнениями), до обращения в суд с заявлением о признании решения контролирующего органа о применении экономических санкций недействительным субъекту предпринимательской деятельности надлежит обжаловать решение в вышестоящий контролирующий орган или вышестоящему должностному лицу в течение 5 рабочих дней со дня его получения. При несогласии с полученным решением должностного лица вышестоящего органа (вышестоящего должностного лица) об отказе в удовлетворении жалобы или по истечении месячного срока со дня подачи жалобы, если ответ на нее не получен, субъект предпринимательской деятельности может передать возникший спор на рассмотрение хозяйственного суда;

- государственную регистрацию в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя, а для истцов, находящихся за пределами Республики Беларусь, - документы, подтверждающие их юридический статус;

- полномочия лица, подписавшего заявление.

В том случае, если при рассмотрении вопроса о принятии заявления к производству будет установлено, что оно подано с нарушением перечисленных требований, заявление остается без движения (ст.162 ХПК ), при этом суд назначает срок, в течение которого заявитель должен устранить недостатки. Если они будут устранены без нарушения срока, заявление будет считаться поданным в день его первоначального поступления в суд. В ином случае  заявление и приложенные к нему документы подлежат возврату.

По общему правилу каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований. Однако по делу о признании недействительным ненормативного правового акта, как и прежде, обязанность доказывания законности оспариваемого акта возлагается на орган или лицо, его принявшие. Эта норма закреплена ст. 100 ХПК. При этом орган или должностное лицо, издавшие оспариваемый акт, должны доказать его соответствие не только нормативным актам, на которые ссылался заявитель в обоснование своих требований, но и иным законодательным и нормативным актам. Исходя из смысла части 3 ст. 229 ХПК суд может признать недействительным оспариваемый ненормативный акт по иным основаниям, нежели были указаны заявителем. Заявитель должен представить лишь доказательства того, что оспариваемый акт нарушает его права и законные интересы.

Если оспариваемый ненормативный акт не соответствует законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной хозяйственной деятельности, хозяйственный суд удовлетворяет заявленное требование полностью или частично и признает оспоренный акт либо его отдельные положения недействительными. При этом суд обязывает (ст. 230 ХПК) государственный орган устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя и сообщить об этом заявителю и хозяйственному суду в срок не более месяца со дня получения решения.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by