$

2.1028 руб.

2.4584 руб.

Р (100)

3.1371 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Компании и рынки

ЕСЛИ БЫ МОЛОДОСТЬ ЗНАЛА КАК ДОБИТЬСЯ ДИВЕРСИФИКАЦИИ©

24.02.2012

ОАО «МАЗ» к концу 2012 г. планирует выпускать автомобили европейского качества по белорусским ценам. Важнейшая роль в достижении этой цели отводится персоналу, рассказал генеральный директор Александр БОРОВСКИЙ на встрече с молодыми специалистами предприятия.

 

В 2011 г. МАЗ пополнился 220 выпускниками вузов страны, в первую очередь БНТУ и БГТУ, а в текущем — еще 220. «Я делаю ставку на молодежь», — заявил А.Боровский. Чтобы ее удержать, на МАЗе действует программа, предусматривающая достойную оплату труда (от 4,2 млн. Br) и решение жилищного вопроса. «В прошлом году мы сдали 788 квартир. Сегодня очередь на получение жилья составляет около 3,5 тыс. человек. Думаю, этот вопрос мы сможем снять полностью в течение 5 лет, — отметил гендиректор МАЗа. —- Кстати, сейчас начато строительство двух малосемейных общежитий на 100 и 210 мест».

 

Молодым специалистами обещают и хорошие перспективы для карьерного роста. Вдохновить их должен пример нынешних топ-менеджеров: директорами 11 заводов, входящих в ОАО, являются местные выдвиженцы в возрасте 30–40 лет. Теперь они формируют свои команды, подбирая энергичную молодежь на посты начальников цехов и других подразделений, механиков, технологов, мастеров.

 

Благодаря такой кадровой политике, по словам А.Боровского, МАЗ обязан своим успехам последних лет. В 2011 г. производство продукции здесь выросло на 53,6% по сравнению с прошлым годом, экспорт — на 89%, до 1,1 млрд. USD. Это позволило получить положительное внешнеторговое сальдо в размере 330 млн. USD.

 

Ежедневно автозаводцы собирают в среднем 90 автомобилей. Их качество значительно выросло, решены проблемы коррозии кузовов. На МАЗе действует заводская программа «Качество» стоимостью 60 млн. USD, которая на 2/3 уже реализована. В начале февраля принято решение о реализации проектов большой реконструкции, включенных в комплексную Программу развития Минского автозавода на среднесрочную и долгосрочную перспективу. В частности, намеченная реконструкция литейного завода, например, которая включает в себя переоснащение чугунолитейных и сталелитейных цехов, потребует 75–80 млн. USD инвестиций и обеспечит годовую экономию 3,5–4,2 тыс. т у.т. энергии, 700–1000 т литья, повышение его качества, а также уменьшение вредных выбросов в атмосферу на 650–700 т в год. Реконструкция прессово-кузовного завода коснется заготовительного, сварочного и окрасочного производств, что обойдется в 200–220 млн. USD.

 

Эти деньги предполагается заработать за счет реализации качественной автотехники, прежде всего на внешних рынках. На 2012 г. запланирован рост экспорта на 17,5% при рентабельности продаж не менее 10%. Правда, начало текущего года уже беспокоит руководство МАЗа. На основных рынках сбыта возросли политические риски, считает А.Боровский. Например, президентская кампания в России притормозила получение необходимых разрешений на продажи грузовой автотехники на местном рынке, что задержало поставки до февраля. Еще больше неопределенностей на ближневосточном, азиатском рынках, особенно в Иране и Сирии. Нетрудно предположить, что приближение президентских выборов в Венесуэле также добавит волнений белорусскому автогиганту.

 

Поэтому диверсификация внешних рынков — одна из наиболее острых проблем МАЗа. Включиться в ее решение А.Боровский призвал и молодых специалистов. С этой целью предприятие открыло для них постоянно действующие курсы по изучению иностранных языков, где учатся около 70 претендентов на должности во внешнеторговых подразделениях предприятия.

 

Им предстоит решать сложные задачи и в связи со вступлением России в ВТО, что повлечет ряд проблем как на российском, так и на белорусском рынке. Коллега А.Боровского, гендиректор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин заявил недавно: «Хватит ли наших усилий, когда Россия вступит в ВТО? Мы еще не добились достаточной технологичности, а теперь лишаемся преференций. Если взять европейскую машиностроительную компанию с оборотом в 10 млрд. USD, то через 5 лет он будет уже 30 млрд., и мы за ней не успеем». Выход КАМАЗу, продавшему в 2011 г. 48 600 грузовиков, из них 6000 на экспорт, видится в слиянии с другими автогигантами. Поскольку планы объединения с МАЗом «зависли», россияне приглядываются к европейским компаниям. Так, в российских СМИ появилась информация о том, что немецкая корпорация Daimler может увеличить долю в капитале камского автогиганта. Это сразу подняло котировки акций КАМАЗа, которые торговались до сих пор на 50% ниже своих средних рыночных оценок. Впрочем, данный факт вряд ли повлияет на независимую оценку МАЗа, которая теперь проводится уже во второй раз.

 

Михал СТЕЛЬМАК