$

2.1449 руб.

2.4102 руб.

Р (100)

3.1690 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Еще разряд

21.07.2009

Близится к завершению работа над согласованием проектов двух указов Президента по развитию лизинга. По мнению специалистов, в случае их вступления в силу для отечественного лизинга открываются хорошие перспективы. О стимулах развития этого вида деятельности рассказывает председатель Белорусского союза лизингодателей Александр ЦЫБУЛЬКО.

Оба проекта направлены на создание благоприятных правовых, экономических и организационных условий для расширения лизинговой деятельности. Стартом для них должно было стать Соглашение о создании благоприятных правовых, экономических и организационных условий для расширения лизинговой деятельности в Содружестве Независимых Государств, подписанное в Москве 12.10.2005 г. и вступившее в Беларуси в силу с 26.12.2006 г.

Учитывая непростые для белорусских экспортеров экономические условия, очевидно, что принятие документов запаздывает: они были актуальны еще вчера. Над проектами работали три года, их дважды возвращали в Совмин, и многое из того, что предлагал наш союз, было выброшено. Вместе с тем в нынешнем варианте проекта сохранилось одно очень важное предложение по льготированию НДС при поставках продукции для передачи ее в лизинг в Россию и другие государства СНГ. Это поможет удешевить лизинг, что будет выгодно как лизинговым компаниям, так и лизингополучателям.

Кроме того, ситуацию могло бы поправить появление экспортной лизинговой компании, которая бы занималась поставками за рубеж на льготных условиях.

В то же время в России лизинговым компаниям оказывается весьма широкая поддержка. Правительство РФ призвало их не поддаваться панике, здраво и взвешенно реагировать на изменение финансовой ситуации, чтобы совместными усилиями помочь экономике преодолеть кризисные явления. А к словам было добавлено только для покупки отечественной техники на условиях лизинга около 100 млрд. RUB, чтобы разгрузить склады предприятий. Обеспечена возможность проведения лизинговых операций при государственных закупках.

Еще в декабре уставный фонд ОАО «Росагролизинг» был пополнен на 25 млрд. RUB, из них на 4 млрд. RUB была закуплена техника у Россельмаша. Программа антикризисных мер правительства РФ на 2009 г. предусматривает развитие частного спроса через поддержку государством развития лизинга автомобильной техники. Предусмотрено выделение 1 млрд. RUB на субсидирование процентных ставок (до 2/3 ставки рефинансирования) на лизинг автотехники. Принято решение о формировании российской государственной лизинговой компании в транспортном комплексе на базе ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания», а также объединенной лизинговой компании для поставок горнодобывающей техники. Организациям рыбохозяйственного комплекса выделяются бюджетные субсидии на возмещение лизинговых платежей. Размер возмещения из бюджета части затрат на уплату лизинговых платежей за воздушные суда российского производства, получаемые российскими лизинговыми компаниями по договорам лизинга, до 3/4 подлежащих возмещению сумм.

На программу производства российских автобусов было выделено еще 30 млрд. RUB, кроме того, 5 лизинговых компаний получили по 40 млрд. RUB на приобретение грузовой техники РФ. Не факт, что всю технику удалось распродать, но российские предприятия — прямые конкуренты белорусских машиностроителей — получают ряд существенных преимуществ.

Вместе с тем отечественный лизинг еще в 2008 г. был на подъеме (cм. «ЭГ» № 50 за 7.07.2009 г., с. 5). Но сегодня требуются дополнительные стимулы, поиски новых источников финансирования и рынков сбыта. Важным шагом в этом направлении может стать обновление законодательства в сфере лизинга, в частности, появление давно ожидаемых указов главы государства. Специалисты надеются, что их принятие даст новый импульс для продвижения отечественных товаров на внешние рынки.

Тамара МАРКИНА