$

2.1472 руб.

2.4250 руб.

Р (100)

3.1620 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Актуально

Еще раз продать ниже себестоимости©

17.02.2015

 

Белорусские чиновники предприняли очередную попытку «вручную» поправить дела в отечественной промышленности. Постановлением Совмина от 11.02.2015 № 94 утверждено Положение о порядке реализации товаров (работ, услуг) по ценам (тарифам), определяемым с учетом конъюнктуры рынка.

Постановление № 94, вступающее в силу с 15.02.2015 г., почти дословно повторяет постановления от 9.12.2008 № 1903 и от 13.02.2014 № 123, которыми тоже были утверждены аналогичные положения, призванные ускорить оборачиваемость запасов готовой продукции (товаров) и денежных средств. Как и предыдущие документы, оно применяется при реализации в Беларуси и за ее пределами товаров (работ, услуг) собственного производства организациями-производителями, в т.ч. с учетом предоставленных скидок, а также организациями оптовой и (или) розничной торговли, реализующими товары отечественного производства по сниженным с учетом конъюнктуры рынка ценам (тарифам), уровень которых складывается ниже себестоимости. Исключение в обоих случаях составляют товары, на которые установлены фиксированные цены. Кроме того, реализация в республике товаров (работ, услуг), на которые установлены предельные минимальные цены, осуществляется по ценам не ниже установленного уровня таких цен.

Решение о реализации товаров (работ, услуг) собственного производства по ценам (тарифам) ниже себестоимости принимает руководитель организации-производителя в случаях сохранения положительного уровня рентабельности продаж в целом по организации с начала отчетного периода (года), реализации продукции на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа». В случае наличия убытка в целом по организации, исчисленного нарастающим итогом с начала года, решение принимается по согласованию с вышестоящим министерством, концерном или облисполкомом и Мингорисполкомом, которому подчинено предприятие.

Для согласования такого решения производителю придется представить в государственный орган заявление с приложением к нему перечня товаров (работ, услуг) собственного производства, которые предлагается продавать ниже себестоимости, а также экономическое обоснование целесообразности этого шага, включающее информацию о финансовом положении организации, рентабельности продаж с начала текущего года, оценку предлагаемых к реализации товаров (работ, услуг), мероприятия по снижению затрат, а также информацию о конъюнктуре рынка, сравнительном анализе цен (тарифов) на аналогичные товары (работы, услуги), в т.ч. с использованием прайс-листов и других источников информации.

Государственный орган (организация) в течение 5 рабочих дней со дня получения заявления рассматривает его, при необходимости запрашивает у организации-производителя дополнительную информацию и письменно уведомляет его о принятом решении.

Накануне опубликования постановления № 94 министр торговли Валентин Чеканов на коллегии министерства призвал ритейлеров существенно снижать цены на товары с истекающим сроком годности, уценивая их «за несколько дней до дедлайна», не дожидаясь последнего дня. «Заработайте на уценке и сохраните предприятие розничной торговли продовольственными товарами», — призвал он. В качестве примера министр привел европейские магазины, где на полках зачастую можно встретить одинаковый товар с ценами, которые могут отличаться в разы. Однако продажа товаров с истекающим сроком годности в Беларуси до сих пор остается проблемой, несмотря на все предпринимаемые меры. «Снижая цену, можно потерять половину стоимости, но в случае закрытия магазина — можно потерять предприятие, людей, зарплату и все остальное».

К сожалению, от такой опасности ритейлеров одни попытки гибко формировать цены не спасут: слишком много оснований для закрытия дает Закон «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» в сочетании с Указом от 5.12.2014 № 567 «О дополнительных мерах по защите прав потребителей». В придачу девальвация рубля и требования государства не допускать роста цен привели к серьезным убыткам, а в рамках «рекомендованного Минторгом и Минэкономики 3-процентного уровня рентабельности источников покрытия убытков при уценке товаров с истекающим сроком годности и их списании по истечении этого срока практически не остается.

Пока менеджеры предприятий будут собирать документы для обоснования продаж ниже себестоимости, а вышестоящие ведомства их рассматривать, ценовая конъюнктура может неоднократно измениться. К тому же, снижая цены, руководители рискуют столкнуться с обвинениями в нанесении ущерба государственному предприятию. Неудивительно, что предоставленные возможности мало помогали в прошлом: если в 2009-м складские запасы предприятий удалось сократить с 84,6 до 61,9% среднемесячного объема производства, то в 2014-м они выросли с 74,5 до 75,8% (или на 16,9% в текущих ценах), тогда как объем промпроизводства увеличился в те годы всего на 1,4 и 1,9%.

Вероятно, было бы рациональнее предложить предприятиям соизмерять свои затраты с уровнем цен на рынках, чтобы не торговать в убыток, и самостоятельно решать, как менять цены. Законодательство, в т.ч. налоговое, мало стимулирует сокращение издержек и помощь компаниям, попавшим в трудное положение. Например, с 1.01.2013 г. был отменен подп. 3.11 ст. 129 НК, позволявший включать во внереализационные расходы потери от произведенной в соответствии с законодательством уценки производственных запасов и готовой продукции. Таким образом, предприятия, которые пожелали бы воспользоваться нормами постановления № 94, не могут смягчить потери, вызванные в немалой степени макроэкономическими просчетами государства, за счет снижения налогового бремени.

Вадим ЛЕБЕДЕВ


Читать «ЭГ»
Подписка
Архивы «ЭГ»
Опросы
Мы в соцсетях