Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5828
EUR:
2.9496
RUB:
3.3879
Золото:
151.14
Серебро:
1.91
Платина:
80.63
Палладий:
156.94
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Еще раз о "правильном" заполнении товарно-транспортных накладных

Головной болью субъектов хозяйствования являются ныне вопросы правильного заполнения товарно-транспортных накладных...
Головной болью субъектов хозяйствования являются ныне вопросы правильного заполнения товарно-транспортных накладных. И неудивительно -- подпунктом 1.8 Указа от 2002-01-16г. N 40 "О дополнительных мерах по регулированию экономических отношений" установлено, что нарушение порядка составления (оформления) товарных, товарно-транспортных накладных, а также указание в них недостоверной информации о хозяйственных операциях влекут наложение штрафа на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в размере до 10% суммы денежной оценки хозяйственной операции, указанной в этих документах. Более того -- если накладные будут признаны недействительными, т.е. не подтвердят приобретение (поступление) товаров, то в силу подп. 1.9 названного Указа эти товары (либо полученная от их реализации выручка) могут быть конфискованы.

В ЭТОЙ связи субъекты хозяйствования с понятным интересом изучают рекомендации специалистов компетентных ведомств относительно заполнения тех или иных реквизитов накладных. Но вот беда -- эти рекомендации зачастую не стыкуются друг с другом, а подчас и вовсе противоречат законодательству.

Не будем голословными. Так, в "НЭГ", N 16 за 2003г., появилась статья специалиста Минторга Т.Кожевниковой "Заполняем ТТН". Удивили в этой публикации рекомендации по заполнению импортерами первой графы товарно-транспортной накладной -- здесь в графе 1 публикуемой накладной зачем-то приведены сведения о франкировке. Но ведь в части 1 подп. 2.2 Положения о порядке формирования и применения цен и тарифов (утв. постановлением Минэкономики РБ от 22.04.99г. N 43, далее -- Положение N 43) ясно сказано, что только производители товаров и давальцы формируют цены при одногородних поставках на условиях франко-склад изготовителя, а при иногородних поставках -- на условиях франко-отправления или франко-назначения. А п. 2 постановления Минэкономики от 2002-02-26г. N 47 определено, что требование части 4 подп. 2.2 Положения N 43 (об обязательном указании франкировки в товарно-транспортных и товарных накладных. -- Прим. авт.) относится только к субъектам хозяйствования, указанным в части 1 подп. 2.2 Положения N 43 (т.е. относится только к товаропроизводителям и давальцам. -- Прим. автора). Заметим, что это требование введено задним числом -- с даты вступления в силу постановления Минэкономики от 2001-12-12г. N 201 и подлежит применению лишь при поставках товаров организациям, осуществляющим торговую деятельность (т.е. неприменимо при продаже товаров, к примеру, бюджетным организациям). Но при чем здесь импортеры?

Заметим, в образце накладной для оптовиков почему-то опущена в первой графе информация о наименовании предприятия-изготовителя. Но до сих пор никто не отменял требований постановления Совета Министров от 1.02.93г. N 51 "Об усилении контроля за соблюдением цен". Пунктом 8 утвержденного им Положения установлено, что субъекты хозяйствования обязаны указывать в товарно-транспортных накладных в т.ч. и наименования предприятий-изготовителей, коими сегодня в понимании Положения N 43 являются и импортеры (см. сноску в подп. 2.5 Положения N 43).

ПРИВЕДЕМ еще один пример. В ответе на вопрос N 10 (371) того же автора (совместно с другим специалистом Минторга -- В.Гимпель), опубликованном в журнале "Вестник Министерства по налогам и сборам", N 12 за 2003г., указано, что "... в случае, если поставка осуществляется через несколько оптовых звеньев, в графе 5... необходимо указать суммарную оптовую надбавку (оптовая надбавка предыдущих оптовых продавцов плюс надбавка, взимаемая последующим оптовиком)". Заметим: в этом ответе в образце накладной для оптовиков также не приведено в графе 1 наименование предприятия-изготовителя (но зачем-то указана Республика Беларусь. Если имелась в виду страна ввоза, то ее надо указывать только импортерам товаров иностранного производства; страна-изготовитель же указывается ими только при поставках на территории Беларуси лекарственных препаратов импортного производства, закупаемых по прямым внешнеторговым контрактам, -- см. подп.4.3 Положения N 43. Для оптовиков подобных требований не установлено).

Возможно, указание суммарной надбавки и удобно для контролирующих органов, но давайте посмотрим, что сказано на сей счет в первоисточнике -- Положении N 43. Как определено в подп. 4.1 документа, субъекты хозяйствования (кроме импортеров), осуществляющие торговую деятельность, экономические расчеты по обоснованию взимаемых оптовых (торговых) надбавок не составляют. Будь же обоснование цены каждой сделки обязательным для оптовиков (оно производится без учета НДС), то в расчете каждый из оптовиков приводил бы сведения:

1) о цене приобретения (куда входит цена предприятия-изготовителя и надбавки предшествующих звеньев);

2) о своих "оптовых" затратах по сделке;

3) о реально возможной к получению прибыли (про налоги с валового дохода говорить не будем).

Значит, обоснованно взимаемая оптовая надбавка (как разница между ожидаемыми доходами и себестоимостью товара) была бы равна сумме компонентов 2 и 3, куда вовсе не входит оптовая надбавка предыдущих звеньев. Поэтому когда в подп.4.3 Положения N 43 указывается, что при поставке (а не при "поставках". -- Прим. авт.) товаров оптовыми организациями в их ТТН в обязательном порядке должен указываться размер взимаемой оптовой надбавки, это надо понимать как необходимость указания каждым лишь своей "персональной" надбавки (пусть ее и не надо обосновывать). Тем более что приложением 1 к Положению N 43 прямо определено, что поставка -- это сделка одного субъекта хозяйствования, а не всей цепочки оптовиков.

Заметим, что до выхода постановления Минэкономики от 2002-02-26г. N 47 требовалось указывать в накладных и оптовую надбавку предыдущих звеньев (размер "уплаченной" оптовой надбавки). А затем эту информацию посчитали излишней.

Потому специалистам Минторга не следует выдавать желаемое за действительное и подводить тем самым опекаемых ими субъектов хозяйствования под монастырь. Ведь сонм проверяющих тут же примет это "разъяснение" к сведению и начнет штрафовать этих самых "субъектов" за неточность, допущенную Министерством экономики в подп. 4.3 Положения N 43, которую они расшифровали правильно. Лучше бы Минторг взял да и внес предложение в Министерство экономики об устранении указанной "недоопределенности".

И последний пример.

В приведенных образцах "правильно заполненных накладных" (см. статью "Еще раз о накладных" специалиста Минфина М.Павленко, журнал "Главный бухгалтер", N 10 за 2002г., с.38--41) допущены неточности при заполнении строк "Грузоотправитель" и "Грузополучатель" (не приведены адреса банков, как того требует подстрочное указание*. Имеющаяся в одной из заполненных строк запись "г.Минск, код 228" -- не есть адрес банка, ибо код банка не может заменить сведений об улице и номере дома в г.Минске, ведь для установления адреса с равным успехом можно тогда указывать и телефон банка).

Неверно заполнена "для примера" и графа "Пункт погрузки" -- здесь указана некая "База Усяж", хотя речь идет именно об адресе (см. подстрочное указание и п.9 Инструкции N 53), а не о ведомственном наименовании пункта погрузки. В графе "Сдал отправитель" не приведена должность этого самого отправителя, равно как то же не сделано в графе "Отпуск разрешил" (см. пп.10,13 Инструкции N 53).

Спасибо, как говорится, за правильные советы -- субъекты хозяйствования их оплатят штрафами.

А ВОТ статья специалистов Минэкономики (см. журнал "Главный бухгалтер", N 32 за 2002г., стр.72), посвященная порядку заполнения ТТН, в свое время буквально повергла в шок (судя по многочисленным звонкам) наших клиентов. И было отчего. Во всех опубликованных там бланках накладных указывалось: "1-й экз. -- грузоотправителю", хотя Инструкция N 53 предписывает передавать 1-й экземпляр грузополучателю. Вопрос был один и тот же: неужели опять изменился порядок использования экземпляров накладных? Заметим, путаницы добавляет п. 87 новых Правил автомобильных перевозок грузов (утв. постановлением Министерства транспорта и коммуникаций от 1.07.2002г. N 20), который содержит указание, что первый экземпляр ТТН остается у грузоотправителя. Вот так! И никому до этого нет дела. Как нет дела и до того, что в п.6 Инструкции N 53 до сих пор содержится указание, что порядок оформления отметок о времени прибытия и убытия автомобилей из пунктов погрузки и разгрузки при перевозке грузов устанавливается отмененными Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом, утв. постановлением Министерства транспорта и коммуникаций от 2000-09-22г. N 22 (далее -- Правила N 22). Впрочем, если это сделано сознательно, то ссылка на отмененный документ (просто как на источник информации) возможна. Ведь употребляется же в действующих документах словосочетание "республики бывшего СССР", официально установить состав которых ныне можно, скажем, из отмененной союзной Конституции.

Но если наше предположение верно, то имеют место удивительные вещи. Поскольку грузоотправитель определен в Правилах N 22 как лицо, имеющее контракт с перевозчиком, то организации-продавцы, использующие для собственных нужд (доставки товара) свой транспорт или отпускающие товар покупателям на условиях самовывоза последними (собственным или заказанным ими транспортом), в понимании Правил N 22 ни грузоотправителями, ни перевозчиками не являются. Тем самым, к таким торговым организациям не применимы не только указания пп.80, 341 и 342 Правил N 22 (из коих следует обязанность грузоотправителя отмечать в графах 20, 21 и 22 ТТН время прибытия, простоя под погрузкой и убытия с погрузки), но формально и большая часть пунктов самой Инструкции N 53.

Интересно, правда?

Вывод из сказанного один и он прост: требования Указа Президента N 40 к порядку заполнения накладных суровы, а правила их заполнения торговыми организациями -- невнятны, противоречивы и разбросаны по многочисленным документам. А всем хорошо известная Инструкция по заполнению накладных (утв. постановлением Минфина от 2001-05-14г. N 53) является сама по себе не более чем общим сводом правил. Ибо ее п.5 установлено, что "заполнение реквизитов товарно-транспортной накладной формы ТТН-1 производится последовательно в соответствии с настоящей инструкцией. При этом хозяйствующие субъекты исходя из вида экономической деятельности заполняют только необходимые для них реквизиты, предусмотренные действующим законодательством".

Так что порядок надо наводить, в первую очередь, в самом "действующем законодательстве", а не латать дыры разъяснениями. То, что ясно написано, субъекты хозяйствования и так поймут.

 
--------------------------
* А также п.9 Инструкции по заполнению накладных, утвержденной постановлением Минфина от 2001-05-14г. N 53 (далее -- Инструкция N 53)