$

2.0989 руб.

2.4052 руб.

Р (100)

3.1982 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Еще одна «золотая акция»

10.08.2007

Постановлением правительства от 4.08.2007 № 997 вводится «золотая акция» еще на одном белорусском предприятии. На этот раз государство воспользовалось своим особым правом на участие в управлении ОАО «Автомобильная транспортно-экспедиционная компания». Реализовать постановление поручено Министерству транспорта и коммуникаций.

ОАО «Автомобильная транспортно-экспедиционная компания» (АТЭК) создано в 1994 г. До 24.08.2004 г. именовалось ОАО «Трансэкспедитор». Предмет его деятельности: междугородные и международные перевозки грузов, транспортно-экспедиционные и складские услуги, ремонт автотранспорта. Уставный фонд общества составляет 138 298 тыс.Br. 138 298 акций номинальной стоимостью 1000 Br принадлежат 705 акционерам.

ОАО уже давно не радует своими достижениями. По данным сайта www. stock.bcse.by, по итогам 2004 г. общество имело 134 млн. Br убытка. По итогам 2006 г. выручка ОАО составила 1 244 млн. Br, а прибыль — 69 млн. При этом 161 млн. Br убытка от реализации покрывалось за счет внереализационных доходов (398 млн.). В I квартале 2007 г. выручка ОАО достигла 273 млн. Br, а убыток — 64 млн. Стоимость чистых активов на 1 апреля — 4577,7 млн. Br. Численность работающих снизилась с 75 человек в 2006 г. до 64 на конец I квартала 2007. Разумеется, такие данные исключают стратегическое значение ОАО для страны. Но и пропасть благодаря «золотой акции» ему не дадут.

По мнению министра транспорта и коммуникаций Владимира Сосновского, высказаннного недавно в одном из интервью, транспортная отрасль Беларуси весьма привлекательна для инвесторов. По словам министра, «белорусский транспорт — важнейшая часть экономического обмена между Европой и Азией. Обмена, который растет невиданными темпами. Транспорт, как вид бизнеса, привлекателен сам по себе. Например, уникальна оборачиваемость оборотных средств». Действительно, прибыль в отрасли стремительно растет. Только за январь-апрель 2007 г., по данным Минстата, она достигла 223,1 млрд. Br, превысив в 2,5 раза показатель 4 месяцев прошлого года. Рентабельность реализованной продукции, работ, услуг предприятий Минтранса выросла с 10,6% в 2006 г. до 15,4% за январь-май 2007 г.

При этом обеспеченность оборотными средствами транспортников составила на 1 апреля 2007 г. 19,4 при нормативе — 15. Однако 38,9% предприятий транспорта от общего их числа не имели оборотных средств, а у 6,3% они были ниже норматива. Впрочем, с начала года эти показатели улучшились (39,1 и 8,9% соответственно). Кроме того, убыточными на 1 мая были 19,7% предприятий отрасли. Из них в системе Минтранса были убыточными 96, или 15,4% от общего числа подведомственных организаций.

Независимо от финансовых успехов каждый случай введения «золотой акции» сам по себе слегка портит радужную картину инвестиционной привлекательности. Кстати, в прошлом году государство пыталось продать свою 25-процентную долю акций АТЭК при условии предоставления покупателем займа в размере не менее 220 млн. Br на 5 лет под 1%. Но, поскольку желающих не нашлось, придется поднимать предприятие за казенный счет.

Леонид ФРИДКИН