Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5828
EUR:
2.9496
RUB:
3.3879
Золото:
151.14
Серебро:
1.91
Платина:
80.63
Палладий:
156.94
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Еще один удар по предпринимательству может нанести закон о валютном регулировании

Законопроект "О валютном регулировании и валютном контроле" готовится в Палате представителей ко второму чтению, его текст комиссия по денежно-кредитной политике и банковской деятельности уже направила на согласование в Совет министров, который являе...
Законопроект "О валютном регулировании и валютном контроле" готовится в Палате представителей ко второму чтению, его текст комиссия по денежно-кредитной политике и банковской деятельности уже направила на согласование в Совет министров, который является разработчиком законопроекта.

Этот документ вызвал большие споры при его подготовке и принятии в первом чтении. И теперь комиссия по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации настаивает на внесении изменений в законопроект ко второму чтению. По каким вопросам две ведущие комиссии Палаты представителей не нашли взаимопонимания? Ответить мы попросили заместителя председателя комиссии по жилищной политике, строительству, торговле и приватизации Кирилла ХОЛОПИКА.

-- Мы ставим вопрос так: правильно ли распространять действие закона на граждан Республики Беларусь, если они постоянно проживают в другой стране? Например, немало граждан уехали из Беларуси и живут в Западной Европе или США, имеют там семьи и добиваются получения гражданства. Процедура получения гражданства, как правило, длительная, а до ее завершения человек юридически считается гражданином нашей страны. Согласно редакции законопроекта, которую предложил Совет министров, если такой гражданин захочет открыть банковский счет по месту жительства, то он должен получить разрешение нашего Национального банка. То есть приехать в Беларусь и обратиться в Нацбанк. Причем еще неизвестно, получит ли он такое разрешение, так как законопроект не содержит перечня оснований для отказа.

Допустим, этот же гражданин хочет купить в стране проживания недвижимость -- он тоже должен ехать в Минск и получать согласие Национального банка. Как и для того, чтобы приобрести, допустим, контрольный пакет какого-нибудь акционерного общества. Можно до бесконечности перечислять случаи, где он подпадает под наше законодательство о валютном регулировании.

Чем в итоге может обернуться такая норма закона? Если этот гражданин не собирается возвращаться в Беларусь, так никто и не узнает, что он там делал, был у него счет или нет. Но если он стал крупным бизнесменом и решил вернуться, перевести сюда заработанные средства, вложить их в какой-то бизнес, то первое, с чем он столкнется -- у него спросят: а ты разрешение получал на то, чтобы заработать там деньги? Не получал -- значит, ты преступник и у тебя все нужно забрать. Естественно, в таких условиях никто деньги возвращать сюда не будет.

Поэтому мы предлагаем в законопроект ввести следующую норму: граждане Республики Беларусь, проживающие за ее пределами, при осуществлении валютных операций за пределами территории РБ считаются нерезидентами, если эти операции не связаны с предпринимательской деятельностью в нашей стране. Мы будем настаивать на том, чтобы эти люди имели статус законопослушных при возвращении в Беларусь.

Следующее: согласно законопроекту расчеты по валютным операциям между юридическими лицами, между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а также между индивидуальными предпринимателями осуществляются в безналичном порядке, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами или нормативными актами Национального банка. Исключение делается для расчетов по валютным операциям для физических лиц, не связанных с предпринимательской деятельностью.

Здесь могут быть задеты интересы индивидуальных предпринимателей. Так, многие предприниматели, торгующие на рынках импортным товаром, получают выручку в белорусских рублях, меняют их на валюту, выезжают на собственном автомобиле в сопредельное государство, где на ближайшем мелкооптовом рынке закупают товар. А затем, продав его в Беларуси за рубли, опять меняют их на валюту и вновь едут за товаром. После принятия этого закона такой вид деятельности подпадет под запрет. То есть предприниматели будут обязаны покупать валюту не в обменных пунктах, а официально на бирже, перечислять деньги только безналичным путем. Законопроект запрещает наличные расчеты, когда индивидуальный предприниматель закупает товар на мелкооптовых рынках за границей.

Я считаю, что предприниматели нашей стране нужны, и разрушать годами сложившийся механизм их деятельности абсолютно неправильно. Мы сегодня заставляем их вводить кассовые аппараты, открывать расчетные счета, и если завтра еще примем закон о валютном регулировании и запретим им покупать за наличную валюту товар, то нанесем сильный удар по предпринимательству.

Кроме того, мы предлагаем дополнить статью 11, где записано, что запрещается использование иностранной валюты при проведении валютных операций между резидентами за исключением случаев, установленных настоящим законом, иными законодательными актами и нормативно-правовыми актами Нацбанка. То есть если нет специального разрешения для использования валюты между резидентами, то налицо незаконная валютная операция. В принципе, это и сегодня существует. По предложению нашей комиссии частично такая позиция смягчена -- добавлен абзац, согласно которому физические лица-резиденты, которые не выступают в качестве индивидуальных предпринимателей, могут использовать иностранную валюту в следующих случаях: когда они дарят ее друг другу (например, на свадьбах), в случае предоставления и возврата займов и передачи на хранение. Эти валютные операции будут считаться законными. Еще один вопрос -- купля-продажа квартир и автомобилей между физическими лицами. Сегодня 100% этих сделок осуществляется в валюте. Эта проблема обсуждалась на парламентских слушаниях по жилищной политике и были приняты рекомендации, где говорится, что нужно разрешить в таких случаях торговлю за валюту, то есть узаконить сложившуюся практику.

Но Национальный банк категорически против, он считает, что разрешение продаж за валюту подорвет стабильность национальной денежной единицы. Но ведь все сегодня рассчитываются валютой и ситуация в ближайшей перспективе не изменится.

На мой взгляд, нужно ставить вопрос уже не только о том, чтобы разрешить расчеты в валюте при купле-продаже квартир между физическими лицами, надо также легализовать все предыдущие сделки. Потому что когда возникает спор по расчетам или по освобождению квартиры и на суде выясняется, что расчет производился в валюте, то суд принимает решение изъять и квартиру, и деньги в доход бюджета. Ни в чем не виновный человек лишается сразу всего.

Это явное нарушение прав человека. Мы, депутаты, для того и избраны, чтобы обслуживать интересы граждан. А их интересы в данном случае заключаются в том, чтобы они могли осуществлять сделки со своим имуществом легально. Следует придать обратную силу этому закону, чтобы прекратить уже начавшиеся массовые судебные разбирательства.

И последняя поправка касается открытия счетов за пределами Республики Беларусь. Безусловно, открытие таких счетов юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями должно быть только с согласия Нацбанка. Но открытие счетов физическим лицом, гражданином, который поехал, например, в Москву на три месяца поработать по контракту или отдохнуть две недели в Испании и решил открыть там временный счет (чтобы не носить все деньги в кармане), -- не должно считаться нарушением.

Все равно мы не можем перекрыть отток валюты за рубеж. Если в стране нет гарантий сохранности вкладов, то запрещай или не запрещай -- открывать счета за границей все равно будут. Зачем создавать преграды, которые легко обойти, но которые мешают гражданам жить спокойно?