Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5945
EUR:
2.9414
RUB:
3.3791
Золото:
151.61
Серебро:
1.98
Платина:
82.66
Палладий:
157.9
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Еще эстетичнее и еще беднее

Концепция упорядочения и организации современных форм мелкорозничной торговли в Минске, утвержденная решением Мингорисполкома от 2002-01-15 г. N 17, уже стала фактором социальной напряженности для соответствующей части предпринимателей. Намеченная, в частности, программа ликвидации существующей мелкорозничной сети к 2003 г. оставит без работы уже в ближайшие полгода значительную часть из 4,5 тыс. занятых в торговле предпринимателей.
"НЭГ" писала о проекте этого документа (N 4 за 2002 г., с.21), выказывая надежду на то, что он не будет принят в
подготовленном варианте. Но мэр столицы, который не однажды опровергал информацию о существовании проекта, направленного против интересов предпринимателей, занятых в мелкой рознице, его все-таки подписал. Формально Концепция сверстана, чтобы "пересмотреть практику размещения и эксплуатации мелкорозничной торговли и осуществить поэтапный переход к более цивилизованным формам торговли". Последние, по мнению Мингорисполкома, могут быть внедрены только в стационарных помещениях, обслуживающих покупателей внутри. Стремление органов управления загнать население в организованную торговлю обретает в Концепции горисполкома "железобетонные" черты. Индивидуальным предпринимателям предложено объединяться "в единого инвестора" и
вести долевое строительство торговых центров. А тем, кто не готов делать взносы в светлое будущее, власть растолковала, что они мешают формированию эстетичной городской среды и в рамках утвержденной
Концепции подлежат принудительному отселению на внутриквартальные территории. Передислокацию остановочных комплексов с киосками разрешили, оговорив, что в составе комплекса может быть не более двух
киосков. Почему? Одно из неофициальных пояснений, данных корреспонденту "НЭГ": "Знаете, какие там деньги вращаются?!" Словом, раздражены чиновники не только изъянами в эстетике города, которую собрались ретиво исправлять, но и немелкими оборотами мелкорозничной (неорганизованной) торговли, которая создает ощутимую конкуренцию торговле организованной. Злословят, что настоящими авторами документа являются владельцы крупных магазинов (расположенных не только на главных магистралях столицы), которые несут прямые потери в конкуренции с "комками" и потому пролоббировали решение исполкома.
 
Возможно, обеспокоенность состоянием дел в организованной торговле помешала отцам города принять к сведению статистическую информацию о суммах, перечисляемых предпринимателями, занятыми в мелкой рознице, в городской бюджет. Так, за 10 месяцев прошлого года только остановочные комплексы перечислили 6 313 280 000 руб., что эквивалентно 4 млн. USD, или 100-долларовой зарплате 4150 бюджетников. Это не деньги для столицы? Откуда уверенность, что доходы казны от простого "переноса" киосков не пострадают? Сам деловой люд так не считает, его оценки ситуации окрашены угрозой утраты собственности. Вот мнение владелицы киосков, управляющей несколькими бизнесами, Нины Надеевой (по просьбе предпринимателя фамилия изменена), которая одна из первых приобрела в лизинг и разместила собственные объекты мелкорозничной торговли:
 
-- Решением Мингорисполкома у нас отнимаются работа, средства к существованию. Если бы были другие выгодные места для торговли, которые бы окупались, я (или кто-то другой) давно установили бы там киоски. Вот перечень предложений администрации Московского района, куда можно перенести киоски -- в нем "подходящие" для торговли места рекомендованы или "в чистом поле" или там, где размещать киоск просто бесполезно. Этот список готовился в исполкоме с мая прошлого года, и складывается впечатление, что главный критерий размещения киосков -- необходимость благоустройства прилегающих территорий, к которой следует добавлять издержки на проектное согласование, при этом максимально возможный срок заключения договора аренды -- год. Попытки местной власти развернуть население в сторону организованной торговли не подкреплены сегодня представлением об инвестиционных возможностях предпринимательского сектора. Я сама занималась поиском отечественного инвестора в Малиновке или на Юго-Западе... Нашла иностранных -- в Польше, но оказалось, что наши условия, экономическая ситуация в республике (как результат политической) никого не устраивают. У меня было 6 остановочных комплексов, и что? Сегодня, когда выплачен лизинг (за два года), они оказались на грани уничтожения. Разрешение на торговлю дают временно (у нас все временно), такое ощущение, что и мы, предприниматели, здесь (в нашей стране) находимся временно...

Сломан семейный бизнес, и не только у меня. Мы думаем: не переехать ли в Россию? Понимаете? Если государство, организуя такие сюрпризы, не считается с нашими интересами, с заработанными нами в бюджет миллионами долларов, зачем нам такое государство? Я спрашивала в комитете архитектуры исполкома: объясните доходчиво, почему у нас так? Вы видели киоски в Братиславе, в Берлине -- напротив парламента? По-вашему наши настолько хуже? Можно понять заботу властей о формировании особого облика города, когда в государстве нет бедных,
которым нужны по низким ценам товары повседневного спроса. Тогда позволительны и излишества. Но сейчас мы живем не лучше всех в Европе и не с этого начинать надо -- а с того, чтобы дать больше
возможностей всем работать!
 
"НЭГ": Вы не узнавали -- положена ли вам компенсация за передислокацию или снос киосков, за досрочный разрыв договора аренды?
 
ИП: Смеетесь? Такие вопросы к местной власти просто не уместны -- не в том государстве живем...
 
Расставить акценты в истории с появлением Концепции упорядочения и организации современных форм мелкорозничной торговли в Минске "НЭГ" предложила Татьяне Быковой, председателю Совета по развитию предпринимательства в РБ. В частности, мы полюбопытствовали -- законно ли решение столичной власти?
 
-- Задача горисполкома -- сделать город красивым, благоустроенным. Но, к сожалению, получается, что при этом игнорируются интересы части населения, в том числе имущественные. Предприниматели имеют договоры
аренды, заключенные на определенные сроки, которые должны предусматривать определенные гарантии. И вдруг этим решением все ломается... Я считаю, что такие вопросы должны обсуждаться заранее, горисполком ведь не вдруг планирует развитие города, так надо за два -- три года ставить в известность тех, кто здесь работает. Ведь это
тоже непросто -- сняться с места и куда-то переехать...
Принятое решение -- очередное проявление непоследовательности. С одной стороны, говорится о поддержке предпринимательства, а с другой -- применяются такие методы. Я не готова сейчас оценить в целом правовую сторону решения, замечу лишь, что согласно Закону об аренде, владельцы киосков вправе ожидать предварительного предупреждения о досрочном расторжении договоров аренды. Но, как показала жизнь, даже предупреждения предприниматели не удостоились. Вопросы компенсации владельцам киосков, подлежащих переносу, поднимает перед Мингорисполкомом Белорусский союз предпринимателей. Пока безрезультатно.