Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5828
EUR:
2.9496
RUB:
3.3879
Золото:
151.14
Серебро:
1.91
Платина:
80.63
Палладий:
156.94
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

ЭРА МИЛОСЕРДИЯ

Субъекты предпринимательской деятельности, к которым применены экономические санкции, могут по решению Президента полностью или частично освобождаться от экономической ответственности. Такую норму предусматривает Указ № 481, который в понедельник подписал Александр Лукашенко...
Субъекты предпринимательской деятельности, к которым применены экономические санкции, могут по решению Президента полностью или частично освобождаться от экономической ответственности. Такую норму предусматривает Указ № 481, который в понедельник подписал Александр Лукашенко. Как сказано в преамбуле документа, он издан "в целях предотвращения необоснованной экономической несостоятельности (банкротства) субъектов предпринимательской деятельности, сохранения и развития производств, наиболее значимых для республики и ее регионов".

Согласно Указу, вступающему в силу через месяц после опубликования, решение об освобождении от экономической ответственности, включая уже примененную судом, принимается исключительно главой государства. Однако добиться такого "помилования" удастся только пройдя ряд инстанций. Согласно п.3 Положения о порядке внесения на рассмотрение Президента ходатайств об освобождении субъектов предпринимательской деятельности от экономической ответственности, утвержденного Указом, просители должны сначала обратиться с ходатайством в республиканские органы госуправления, иные гос-организации, подчиненные правительству, в зависимости от ведомственной подчиненности, а при отсутствии такой подчиненности - в облисполкомы и Мингорисполком. В ходатайстве должны излагаться обоснованные сведения о социальных и экономических последствиях наложенной санкции и освобождения от нее, включая информацию о результатах, которые заявитель обязуется достичь в случае получения такого освобождения, а также информация о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной и иной ответственности. Предельно допустимый срок обращения - 1 год со дня привлечения к экономической ответственности. Если санкции применены в связи с неуплатой, несвоевременной или неполной уплатой налогов, обратиться с ходатайством можно только после погашения задолженности по этим платежам. Впрочем Указ допускает возможность освобождения от экономических санкций не только за налоговые, но и за иные нарушения, в том числе в области строительства, таможенного дела, торговли, банковской деятельности.

К ходатайству прилагаются документы, перечень которых дан в п.2 Положения. Орган, получивший ходатайство, в 5-дневный срок передаст его в организацию, по решению которой применены экономические санкции, для приостановления их взыскания и дачи заключения о возможности (невозможности) освобождения заявителя от экономической ответственности. С этого момента Указ предусматривает приостановление взыскания санкций до принятия окончательного решения по данному делу.

Заключение государственного органа по ходатайству с приложением обоснования целесообразности (нецелесообразности) освобождения заявителя от экономической ответственности и соответствующих документов будет передаваться в специальную межведомственную комиссию, в состав которой включены представители Комитета госконтроля, Прокуратуры, ВХС и ряда министерств. Комиссия должна готовить и представлять на рассмотрение главе государства материалы по освобождению от экономической ответственности (если сочтет такое освобождение целесообразным) и проект решения Президента.

В случае принятия комиссией решения о нецелесообразности освобождения от экономической ответственности или при отказе Президента удовлетворить ходатайство экономические санкции подлежат взысканию в полном объеме.

Общий срок подготовки документов по ходатайству до внесения их на рассмотрение главе государства либо принятия межведомственной комиссией решения о нецелесообразности освобождения от экономической ответственности должен составлять до трех месяцев со дня подачи ходатайства.

Если принять во внимание тот факт, что при проверках у 90 % субъектов хозяйствования выявляются нарушения, за которые начисляются штрафные санкции, просить освобождения от экономической ответственности может едва ли не каждый. Правда, механизм, предусмотренный Указом № 481, довольно сложный и дает чиновникам большой простор для творчества. Например, согласно п.7 Положения при необходимости госорган может запросить у заявителя дополнительную информацию для принятия решения, состав и объем которой не регламентирован.

Интересно, что, судя по тексту Указа, принятие решения совершенно не связано с виной просителя и зависит лишь от оценки его значимости для экономики страны (порой субъективной), финансового положения и обещаний исправиться и хорошо работать впредь. Таким образом, шансов избежать санкций, вероятно, больше всего будет у субъектов хозяйствования, полностью или частично находящихся в госсобственности. И в самом деле, таких штрафовать - попросту перекладывать деньги из одного государственного кармана в другой. А потом зачастую эти же предприятия дотировать из бюджета. То ли дело частники. Значимости особой у них не видать, а потому и отвечать за свои грехи им придется по полной программе.