$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ЭНЕРГИЯ НЕУДАЧИ©

21.05.2013

Экономики стран СНГ стагнируют не из-за влияния извне, а из-за собственной неэффективности, коррупции и непропорционально больших энергозатрат, считают аналитики агентства Standard & Poors. Однако местные власти видят корень проблем во внешних факторах.

Быстрое восстановление в первые годы после кризиса сменилось в странах СНГ резким замедлением роста в 2012 г., а в 2013-м ситуация не улучшится, считают в S&P. Помимо субъективных особенностей (инфляция, проблемы с экспортом и т.п.), у этого явления есть общие причины: плохой инвестиционный климат, недостаток реформ и коррупция, а также низкая энергоэффективность экономик — большинство стран СНГ потребляют слишком много нефти и газа относительно своего ВВП. Избыточная роль сырьевого сектора делает их особенно чувствительными к внешним шокам, уверены в S&P.

Сегодня самый высокий рейтинг, выставленный агентством странам СНГ, у Казахстана (ВВВ+), самый низкий у Беларуси (В-, с позитивным прогнозом). У Украины, наоборот, прогноз по «В» негативный, а у России — «ВВВ» со стабильным прогнозом. Рейтинги стран СНГ были снижены во время кризиса 2008–2009 гг., но с тех пор начали восстанавливаться, а 2011 г. был довольно сильным. Однако в 2012–2013 гг. экономическая активность в регионе ослабла. На фоне рецессии в Евросоюзе результаты СНГ выглядят неплохо, но от других развивающихся стран они явно отстают.

В большинстве стран региона главным драйвером роста был внутренний спрос. Например, в Украине темпы роста ВВП замедлились в прошлом году почти до нуля, но внутренний спрос все равно вырос на 9%. В Беларуси он вырос на 8%, но помешала средняя годовая инфляция в 60%. Вклад спроса в рост ВВП составил 6%. Сдерживающим фактором для роста экономики региона был негативный рост чистого экспорта.

По мнению S&P, значительного улучшения темпов роста экономики в 2013 г. не произойдет (см. таблицу в печатном варианте), поскольку факторы, его ограничивающие, никуда не исчезли. При этом некоторое ускорение темпов роста, скорее, будет означать восстановление после спада. В частности, в РФ и Беларуси рост экономики, по прогнозу S&P, в 2013 г. не превысит 3%, причем у россиян мало возможностей, чтобы увеличить расходы для стимулирования экономики, а белорусскому правительству необходимо ужесточать политику, чтобы обуздать инфляцию и волатильность обменного курса. ВВП Украины вырастет примерно на 1,5%, Казахстана — на 5%, у Грузии замедлится до 3,5% из-за политической нестабильности и сокращения госрасходов.

В целом страны СНГ объединяет то, что у них мало возможностей для бюджетного стимулирования экономики, считают в S&P. Экспортеры нефти, вроде России и Азербайджана, не могут себе этого позволить из-за того, что цены и объемы добычи нефти не растут. Увеличить добычу может только Казахстан. Но все три страны слишком зависимы от нефтегазового сектора, а их бюджетная политика снизила возможности для стимулирования в будущем. Пока они могут использовать резервные фонды. Однако в России они уже заметно сократились, а к 2014 г. страна превратится в чистого заемщика. Украина «страдает» из-за отсутствия реформ в газовом секторе, на который приходится значительная доля госрасходов и дисбалансов текущего счета. Беларусь, по мнению S&P, добилась повышения энергоэффективности экономики, что позволило снизить зависимость от России.

Все страны СНГ сохраняют унаследованную от Советского Союза низкую энергоэффективность, которую искусственно поддерживают субсидии и внутреннее ценообразование. Это подрывает ситуацию в экономике как для импортеров, так и для экспортеров энергоресурсов. Например, по оценке S&P, Беларуси нужно 8,6 тыс. баррелей топлива в сутки, чтобы создать 1 млрд. USD ВВП, Украине — 7,6 тыс. барр., России — 5,6 тыс., Казахстану — 2,1 тыс., тогда как Бразилии — всего 1,3 тыс., Китаю — 1,7 тыс., а США — около 2 тыс. барр.

Если странам СНГ удастся повысить энергоэффективность, то это приведет к росту экономики и богатства, а также к улучшению бюджетного и внешнего счетов. Этот процесс уже происходит, что видно по динамике потребления нефти и газа странами СНГ. За последние 10 лет потребление газа в мире выросло на треть, а в СНГ — лишь на половину от этого значения (см. рис. в печатном варианте).

Эти тенденции имеют особенное значение с учетом зависимости бюджетов стран СНГ от цен на газ и нефть. Прямые и косвенные доходы от нефти обеспечивают примерно 50% бюджетных доходов России, более 50% Казахстана и 70% Азербайджана. Падение цены Brent ниже 100 USD/барр. в апреле доказывает, что развитие событий по этому сценарию возможно.

Ускорить рост странам СНГ помогут только структурные реформы, в т.ч. сокращение роли государства в экономике, однако они просто не проводятся, полагают в S&P. Впрочем, мнение аналитиков агентства вряд ли будет услышано. Гораздо проще списать все проблемы, просчеты и невыполненные показатели на ситуацию в мировой экономике. Так, в проекте документа «Об основных ориентирах макроэкономической политики государств — членов Таможенного союза и Единого экономического пространства на 2013–2014 годы», который, как ожидается, будет подписан на саммите глав правительств стран Таможенного союза в конце мая, «на 2013 год прогнозируется сохранение слабого роста мировой экономики. Важным негативным аспектом, влияющим на устойчивое развитие государств-членов, является замедление темпов роста экономик основных торговых партнеров — стран ЕС, Китая и США. Риск стагнации в глобальной экономике порождает сокращение спроса и ужесточение конкуренции на рынках сбыта основных экспортных товаров государств-членов. Увеличение предложения газового топлива и развитие новых технологий его добычи и производства могут приводить к изменению конфигурации сырьевых рынков. Указанные факторы в совокупности создают риски стагнации экспорта товаров государств-членов, снижения доходов экспортеров и, соответственно, ресурсов, направляемых на развитие экономики». При этом, по мнению авторов документа, накопленные финансовые резервы в Казахстане и России позволяют смягчить негативное воздействие на экономику от падения цен на энергоносители, но смогут полностью нивелировать риск макроэкономической нестабильности. Данный риск в России оказывает, в свою очередь, большое влияние на перспективы устойчивого развития Беларуси ввиду тесных экономических связей между этими государствами. Кроме того, росту экономики в нашей стране мешают невысокая производительность труда, низкая конкурентоспособность производимой продукции, недостаточное развитие финансового сектора и использование внутренних источников инвестиций, которые не отвечают потребностям экономик, неразвитая географическая структура экспорта, высокий физический и моральный износ инфраструктуры и основных фондов, слабое использование транспортного потенциала, а также недостаточный уровень конкуренции. Сохранение указанных ограничений не позволит в среднесрочной перспективе обеспечить макроэкономическую устойчивость и высокие темпы экономического роста, говорится в документе. Получается, что ранее продекларированные дополнительные возможности, создаваемые формированием ТС и ЕЭП, пока реализуются в недостаточной степени. Со временем станет ясно, существовали ли такие возможности вообще.

Вадим ЛЕБЕДЕВ