$

2.1058 руб.

2.4041 руб.

Р (100)

3.1947 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

ЭНЕРГЕТИКА КОНКУРЕНТНОСПОСОБНОСТИ©

25.01.2013

В Палате представителей ко второму чтению готовится проект закона «Об энергосбережении», который должен заменить одноименный действующий Закон от 15.07.1998 № 190-З. Новый документ направлен на создание в Беларуси эффективной законодательной основы для дальнейшего снижения энергоемкости национальной экономики и увеличения ее конкурентоспособности.

Впрочем, из терминологии, приведенной в ст. 1 законопроекта, трудно сделать вывод о том, насколько кардинальными будут перемены. Так, определение возобновляемых источников энергии перекочевало из принятого два года назад Закона от 27.12.2010 № 204-З «О возобновляемых источниках энергии». Уточнены формулировки некоторых других определений, появилось несколько новых, в т.ч. энергетический менеджмент, экономия топливно-энергетических ресурсов (ТЭР), норма их расхода. А вот для понятия «условное топливо» места опять не нашлось, хотя в энергосбережении оно входит в число базовых, о чем свидетельствует законодательство ряда стран.

Понятию «субъекты отношений в сфере энергосбережения» посвящена отдельная статья, причем их состав расширен: помимо юридических лиц к ним будут отнесены физические лица, а также Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы, иностранные государства, зарубежные и международные организации. Кроме того, появилась статья об объектах энергосбережения. Ими являются: ТЭР, оборудование, производящее и потребляющее энергоресурсы, сооружения, технологические процессы.

В СФЕРЕ энергосбережения планируется повысить роль государства. Если действующим законом политика в этой сфере отнесена к компетенции правительства, то законопроект поднимает ее на президентский уровень. Госрегулирование здесь предполагается осуществлять путем надзора, энергетических обследований (энергоаудитов), установления показателей, нормирования расхода ТЭР, разработок и реализации программ, проведения госэкспертизы, технического нормирования, стандартизации, оценки соответствия, стимулирования эффективного и рационального использования энергоресурсов. За исключением показателей, все остальные направления указаны и в действующем законе, тут имеются лишь редакционные правки. Кроме того, в проект внесены нормы, ныне содержащиеся в постановлениях правительства по энергосбережению.

Например, требование об обязательном энергоаудите организаций, потребляющих в год 1,5 тыс. т у.т. и более, предлагается расширить за счет введения энергетического обследования — не реже одного раза в 5 лет согласно графикам, ежегодно утверждаемым соответствующими органами госуправления. Кроме того, юрлица, у которых с момента окончания модернизации основного технологического оборудования, обновления технологий, создания высокотехнологичных производств прошло не более 3 лет, обяжут проводить экспресс-энергоаудит, причем это понятие в законопроекте не определено.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ регулирование в сфере энергосбережения через установление показателей сегодня широко практикуется и регламентировано рядом постановлений Совмина. Законопроект закрепляет эту практику, предписывая установление целевых показателей для госорганов и показателей для юрлиц, подчиненных (входящих в состав) республиканским и местным органам госуправления, в т.ч. хозяйственных обществ с долей государства свыше 50%. Заметим, что с выполнением заданий дело обстоит не слишком благополучно. Например, в январе–ноябре прошлого года вместо запланированного снижения энергоемкости ВВП на 3–4% зафиксировано ее повышение на 6,4%.

Сегодня в Беларуси действует целый ряд республиканских, отраслевых и региональных программ. Теперь к ним планируется добавить программы для отдельных предприятий. Они будут разрабатываться сроком на 1 год для организаций госсектора с годовым потреблением ТЭР в объеме 100 т у.т. и более. Если этот показатель составляет не менее 25 тыс. т у.т., то таким предприятиям придется разрабатывать 5-летние программы энергосбережения. Эти программы должны будут финансироваться за счет бюджетных и собственных средств исполнителей, кредитов банков, иных источников, не запрещенных законодательством.

Судя по некоторым нормам проекта, законодатели намерены ориентировать белорусскую экономику в основном на местный опыт энергосбережения. Об этом говорит тот факт, что в статье, регламентирующей международное сотрудничество, не упоминается приведение показателей энергоэффективности, предусмотренных национальными техническими нормативными правовыми актами в области технического нормирования и стандартизации, в соответствие с требованиями международных стандартов. Между тем соответствие, например, стандартам ЕС значительно повысило бы конкурентоспособность отечественной продукции на европейском и мировом рынках.

КОНЦЕПЦИЯ белорусского законопроекта заметно расходится с подходами наших партнеров по Таможенному союзу, в т.ч. с законом РФ от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и казахстанским законом от 13.01.2012 № 541-IV «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» — прежде всего по требованиям к объектам энергосбережения. Так, согласно этим законам на рынках РФ и Казахстана в техдокументации на товары, как местного производства, так и импортные, в их маркировке и на этикетках должна быть информация о классе энергоэффективности. В России уже два года запрещен оборот электроламп накаливания мощностью 100 Вт и более, а также размещение заказов на поставки их для государственных и муниципальных нужд. С 1.01.2013 г. эта норма может быть распространена на оборот ламп накаливания мощностью 75 Вт и более, а с 1.01.2014 г. — свыше 25 Вт. В Казахстане лампы накаливания также поэтапно выводятся с рынка. Кроме того, в России определены требования к обеспечению энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, в т.ч. в жилищном фонде, в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях.

Ряд норм законодательства наших союзников основан на передовом зарубежном опыте, а часть не имеет аналогов, однако их использование выглядит весьма обоснованным. Например, в Казахстане собираются создать Государственный энергетический реестр — систематизированный свод информации о госорганизациях и предприятиях, потребляющих более 1500 т у.т. в год. В частности, здесь будут собираться данные об объемах добычи, производства, потребления, передачи и потерь энергоресурсов в натуральном и денежном выражении, оснащенности приборами их учета, результатах выполнения плана мероприятий по энергосбережению, что позволит активно воздействовать на процессы в этой сфере. В отличие от Беларуси, в Казахстане одной из целей госрегулирования является внедрение международного стандарта энергоменеджмента ISO 50001. Кроме того, законом определен приоритет международного законодательства в сфере энергосбережения над национальным.

Иван МИХАЛЕВИЧ