Электронный счет-фактура: порядок установлен
Постановлением МНС от 25.04.2016 № 15 (далее – постановление № 15) утверждены форма электронного счета-фактуры и Инструкция о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры (далее – Инструкция). Рассмотрим самые важные нормы этого документа.
Постановление № 15 официально опубликовано 16 июня и является своего рода технологической картой применения электронного счета-фактуры (далее – ЭСЧФ). По общему правилу ЭСЧФ должен быть составлен плательщиком:
– при реализации объектов, включая реализацию на экспорт;
– при ввозе на территорию РБ товаров;
– при приобретении на территории РБ объектов у иностранных организаций, не состоящих на налоговом учете;
– в случаях, когда плательщик не выступает продавцом (покупателем), но должен перевыставить либо предъявить соответствующие суммы НДС.
Постановление № 15 устанавливает алгоритм и особенности заполнения ЭСЧФ и дальнейшего его обращения.
Единый срок возникновения обязанности по применению ЭСЧФ – 1 июля 2016 г. Например: создание электронных счетов-фактур осуществляется по:
отгруженным (ввезенным) товарам (выполненным работам, оказанным услугам);
переданным имущественным правам с 1 июля 2016 г. независимо от даты проведения расчетов по ним;
товарам (работам, услугам), имущественным правам, реализуемым на территории РБ иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в РБ через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, момент фактической реализации которых наступил с 1.07.2016 г.;
объектам аренды (предметам лизинга), момент сдачи (передачи) которых в аренду (финансовую аренду (лизинг)), определяемый согласно п. 11 ст. 100 НК, наступил с 1.07.2016 г.;
суммам, увеличивающим (уменьшающим) налоговую базу НДС в соответствии с п.п. 6 и 7 ст. 97 НК, момент фактической реализации которых наступил с 1.07.2016 г.;
суммам, увеличивающим налоговую базу НДС в соответствии с п. 18 ст. 98 НК, момент фактической реализации которых наступил с 1.07.2016 г.
В глоссарии Инструкции определены некоторые термины, имеющие существенное значение для применения механизма ЭСЧФ. Так, для целей Инструкции:
иностранная организация – организация, реализующая товары (работы, услуги), имущественные права (далее – объекты), не осуществляющая деятельность в РБ через постоянное представительство и не состоящая в связи с этим на учете в налоговых органах РБ;
плательщик, передающий налоговые вычеты, – организация или ее обособленное подразделение, осуществляющие передачу налоговых вычетов по НДС в порядке, установленном п. 21 ст. 107 НК и (или) иными законодательными актами;
плательщик, получающий налоговые вычеты, – организация или ее обособленное подразделение, получающие налоговые вычеты по НДС в порядке, установленном п. 21 ст. 107 НК и (или) иными законодательными актами;
плательщик, передающий обороты по реализации, – юридические лица, входящие в сводный баланс основной деятельности государственного объединения «Белорусская железная дорога» (далее – БЖД), ежемесячно передающие для включения в налоговую декларацию по НДС по перевозкам БЖД обороты по реализации по сводному балансу основной деятельности;
плательщик, получающий обороты по реализации, – БЖД, ежемесячно получающая от юридических лиц, входящих в сводный баланс основной деятельности БЖД, для включения в налоговую декларацию по перевозкам обороты по реализации по сводному балансу основной деятельности;
покупатель объектов у иностранной организации – белорусская организация (ИП) или иностранная организация, осуществляющая деятельность на территории РБ и состоящая в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, приобретающие объекты на территории РБ у иностранной организации;
посредник – организация или ИП, осуществляющие передачу объектов, стоимость которых при возмещении не признается объектом налогообложения в соответствии с подп. 2.12 п. 2 ст. 93 НК;
потребитель – лицо, получающее объекты от посредника либо фактически произведенные затраты по строительству объекта от заказчика (застройщика);
расчетная ставка НДС – ставка НДС, определяемая расчетным путем при исчислении НДС по товарам исходя из налоговой базы и доли суммы НДС по товарам, имеющимся в отчетном периоде, в соответствии с п. 9 ст. 103 НК.
Такой подход, по нашему мнению, позволяет учесть отдельные специфические особенности видов деятельности и статуса налогоплательщиков.
Исходные направления создания ЭСЧФ: покупателю, на портал и «условное» – когда ЭСЧФ вообще не создается.
Одна из основных норм Инструкции – разделение ЭСЧФ на типы: исходный, дополнительный, исправленный.
ЭСЧФ всех типов могут иметь 7 статусов:
«В разработке»: присваивается автоматически при создании ЭСЧФ. Имеющий указанный статус ЭСЧФ может редактироваться плательщиком, создавшим ЭСЧФ, и сохраняться с незаполненными обязательными полями. При этом введенные данные должны соответствовать установленным форматам;
«В разработке. Ошибка»: присваивается автоматически для всех типов ЭСЧФ, если ЭСЧФ был направлен, а при его проверке обнаружены следующие ошибки: не введены обязательные для заполнения реквизиты; ошибки в форматах заполнения данных; ошибки, обнаруженные форматно-логистическим контролем.
Обратим особое внимание, что ЭСЧФ, имеющий статус «В разработке. Ошибка», может корректироваться плательщиком, создающим ЭСЧФ в течение 3 месяцев с даты направления ЭСЧФ на Портал;
«Выставлен». ЭСЧФ считается выставленным, когда он создан без ошибок, подписан электронной цифровой подписью (далее – ЭЦП) и выставлен (направлен) получателю или на Портал;
«Выставлен. Подписан получателем». ЭСЧФ приобретает этот статус, когда получатель подписал ЭЦП выставленный ему ЭСЧФ;
«На согласовании». Этот статус присваивается, в частности, для дополнительных или исправленных ЭСЧФ в случаях, когда: к исходному или исправленному ЭСЧФ, который подписан ЭЦП двумя сторонами, выставляется (направляется) дополнительный ЭСЧФ на отрицательную сумму корректировки стоимости объектов с учетом НДС и (или) сумму НДС;
«Аннулирован». Если ЭСЧФ подписан ЭЦП только стороной, создавшей данный ЭСЧФ, его аннулирование может быть произведено в одностороннем порядке. В случае если ЭСЧФ подписан двумя сторонами, то для аннулирования такого ЭСЧФ необходимо подписание ЭЦП двумя сторонами. Статус ЭСЧФ, который аннулирован поставщиком и подписан получателем, меняется с «Выставлен. Подписан получателем» на «Аннулирован».
Статус ЭСЧФ, который аннулирован поставщиком и не подписан получателем, меняется с «Выставлен» на «Выставлен. Аннулирован поставщиком».
Инициатором аннулирования ЭСЧФ может быть только плательщик, создавший и выставивший (направивший) ЭСЧФ;
«Выставлен. Аннулирован поставщиком». Статус «Выставлен. Аннулирован поставщиком» присваивается подписанному двумя сторонами ЭСЧФ, который аннулирован поставщиком и не подписан получателем.
В дальнейшем Инструкцией определен пошаговый и детализированный порядок:
создания, выставления (направления), получения, подписания и хранения ЭСЧФ;
заполнения реквизитов счета-фактуры;
создания трех типов ЭСЧФ: исходного, дополнительного, исправленного.
Инструкцией установлены особенности заполнения ЭСЧФ при совершении некоторых операций. Такие особенности, причем порой достаточно значимые, существует при посреднических операциях, применении договоров аренды, экспорте/импорте.
Предварительный анализ запросов налогоплательщиков показал, что применение ЭСЧФ именно в таких сферах (особенно при посреднической деятельности) является наиболее проблемным.
Итак, нормативная правовая база функционирования ЭСЧФ создана, методологическое, разъяснительное сопровождение во всех сегментах достаточно полноценно и постоянно. Отметим, что МНС проводило активную предварительную разъяснительную работу, проект инструкции был размещен на официальном сайте министерства еще в феврале. У субъектов хозяйствования была возможность участвовать в опытной эксплуатации системы.
По нашему мнению, основная нагрузка в обеспечении надежности функционирования системы ЭСЧФ – не методологическая, а технологическая сторона, надежность программно-технической составляющей, поддержка порталов и т.п.
Поэтому для налоговых органов и плательщиков сейчас самое важное – научиться работать с ЭСЧФ. Только практика первых 5–6 месяцев эксплуатации позволит приобрести опыт, покажет сильные и слабые стороны механизма ЭСЧФ, подскажет, в каких случаях требуется корректировка программного обеспечения и норм законодательства.
Напомню, что в Беларуси в 2000-х годах состоялись 2 знаковых этапа в применении и изменении методологии применения НДС: переход на зачетный метод и принцип страны назначения во взаимоотношениях с Российской Федерацией. По воздействию и экономической значимости эти реформы были, несомненно, более сложными для внедрения, более масштабными и радикальными, сопровождались на первом этапе некоторыми негативными моментами, однако они состоялись. Поэтому будем смотреть на предстоящее введение механизма ЭСЧФ с осторожным оптимизмом.