Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Юридическим лицам
21.06.2016 11 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Электронный счет-фактура: порядок установлен

Постановлением МНС от 25.04.2016 № 15 (далее – постановление № 15) утверждены форма электронного счета-фактуры и Инструкция о порядке создания (в том числе заполнения), выставления (направления), получения, подписания и хранения электронного счета-фактуры (далее – Инструкция). Рассмотрим самые важные нормы этого документа.

Постановление № 15 официально опубликовано 16 июня и является своего рода технологической картой применения электронного счета-фактуры (далее – ЭСЧФ). По общему правилу ЭСЧФ должен быть составлен плательщиком:

– при реализации объектов, включая реализацию на экспорт;

– при ввозе на территорию РБ товаров;

– при приобретении на территории РБ объектов у иностранных организаций, не состоящих на налоговом учете;

– в случаях, когда плательщик не выступает продавцом (покупателем), но должен перевыставить либо предъявить соответствующие суммы НДС.

Постановление № 15 устанавливает алгоритм и особенности заполнения ЭСЧФ и дальнейшего его обращения.

Единый срок возникновения обязанности по применению ЭСЧФ1 июля 2016 г. Например: создание электронных счетов-фактур осуществляется по:

отгруженным (ввезенным) товарам (выполненным работам, оказанным услугам);

переданным имущественным правам с 1 июля 2016 г. независимо от даты проведения расчетов по ним;

товарам (работам, услугам), имущественным правам, реализуемым на территории РБ иностранными организациями, не осуществляющими деятельность в РБ через постоянное представительство и не состоящими в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, момент фактической реализации которых наступил с 1.07.2016 г.;

объектам аренды (предметам лизинга), момент сдачи (передачи) которых в аренду (финансовую аренду (лизинг)), определяемый согласно п. 11 ст. 100 НК, наступил с 1.07.2016 г.;

суммам, увеличивающим (уменьшающим) налоговую базу НДС в соответствии с п.п. 6 и 7 ст. 97 НК, момент фактической реализации которых наступил с 1.07.2016 г.;

суммам, увеличивающим налоговую базу НДС в соответствии с п. 18 ст. 98 НК, момент фактической реализации которых наступил с 1.07.2016 г.

В глоссарии Инструкции определены некоторые термины, имеющие существенное значение для применения механизма ЭСЧФ. Так, для целей Инструкции:

иностранная организация – организация, реализующая товары (работы, услуги), имущественные права (далее – объекты), не осуществляющая деятельность в РБ через постоянное представительство и не состоящая в связи с этим на учете в налоговых органах РБ;

плательщик, передающий налоговые вычеты, – организация или ее обособленное подразделение, осуществляющие передачу налоговых вычетов по НДС в порядке, установленном п. 21 ст. 107 НК и (или) иными законодательными актами;

плательщик, получающий налоговые вычеты, – организация или ее обособленное подразделение, получающие налоговые вычеты по НДС в порядке, установленном п. 21 ст. 107 НК и (или) иными законодательными актами;

плательщик, передающий обороты по реализации, – юридические лица, входящие в сводный баланс основной деятельности государственного объединения «Белорусская железная дорога» (далее – БЖД), ежемесячно передающие для включения в налоговую декларацию по НДС по перевозкам БЖД обороты по реализации по сводному балансу основной деятельности;

плательщик, получающий обороты по реализации, – БЖД, ежемесячно получающая от юридических лиц, входящих в сводный баланс основной деятельности БЖД, для включения в налоговую декларацию по перевозкам обороты по реализации по сводному балансу основной деятельности;

покупатель объектов у иностранной организации – белорусская организация (ИП) или иностранная организация, осуществляющая деятельность на территории РБ и состоящая в связи с этим на учете в налоговых органах РБ, приобретающие объекты на территории РБ у иностранной организации;

посредник – организация или ИП, осуществляющие передачу объектов, стоимость которых при возмещении не признается объектом налогообложения в соответствии с подп. 2.12 п. 2 ст. 93 НК;

потребитель – лицо, получающее объекты от посредника либо фактически произведенные затраты по строительству объекта от заказчика (застройщика);

расчетная ставка НДС – ставка НДС, определяемая расчетным путем при исчислении НДС по товарам исходя из налоговой базы и доли суммы НДС по товарам, имеющимся в отчетном периоде, в соответствии с п. 9 ст. 103 НК.

Такой подход, по нашему мнению, позволяет учесть отдельные специфические особенности видов деятельности и статуса налогоплательщиков.

Исходные направления создания ЭСЧФ: покупателю, на портал и «условное» – когда ЭСЧФ вообще не создается.

Одна из основных норм Инструкции – разделение ЭСЧФ на типы: исходный, дополнительный, исправленный.

ЭСЧФ всех типов могут иметь 7 статусов:

«В разработке»: присваивается автоматически при создании ЭСЧФ. Имеющий указанный статус ЭСЧФ может редактироваться плательщиком, создавшим ЭСЧФ, и сохраняться с незаполненными обязательными полями. При этом введенные данные должны соответствовать установленным форматам;

«В разработке. Ошибка»: присваивается автоматически для всех типов ЭСЧФ, если ЭСЧФ был направлен, а при его проверке обнаружены следующие ошибки: не введены обязательные для заполнения реквизиты; ошибки в форматах заполнения данных; ошибки, обнаруженные форматно-логистическим контролем.

Обратим особое внимание, что ЭСЧФ, имеющий статус «В разработке. Ошибка», может корректироваться плательщиком, создающим ЭСЧФ в течение 3 месяцев с даты направления ЭСЧФ на Портал;

«Выставлен». ЭСЧФ считается выставленным, когда он создан без ошибок, подписан электронной цифровой подписью (далее – ЭЦП) и выставлен (направлен) получателю или на Портал;

«Выставлен. Подписан получателем». ЭСЧФ приобретает этот статус, когда получатель подписал ЭЦП выставленный ему ЭСЧФ;

«На согласовании». Этот статус присваивается, в частности, для дополнительных или исправленных ЭСЧФ в случаях, когда: к исходному или исправленному ЭСЧФ, который подписан ЭЦП двумя сторонами, выставляется (направляется) дополнительный ЭСЧФ на отрицательную сумму корректировки стоимости объектов с учетом НДС и (или) сумму НДС;

«Аннулирован». Если ЭСЧФ подписан ЭЦП только стороной, создавшей данный ЭСЧФ, его аннулирование может быть произведено в одностороннем порядке. В случае если ЭСЧФ подписан двумя сторонами, то для аннулирования такого ЭСЧФ необходимо подписание ЭЦП двумя сторонами. Статус ЭСЧФ, который аннулирован поставщиком и подписан получателем, меняется с «Выставлен. Подписан получателем» на «Аннулирован».

Статус ЭСЧФ, который аннулирован поставщиком и не подписан получателем, меняется с «Выставлен» на «Выставлен. Аннулирован поставщиком».

Инициатором аннулирования ЭСЧФ может быть только плательщик, создавший и выставивший (направивший) ЭСЧФ;

«Выставлен. Аннулирован поставщиком». Статус «Выставлен. Аннулирован поставщиком» присваивается подписанному двумя сторонами ЭСЧФ, который аннулирован поставщиком и не подписан получателем.

В дальнейшем Инструкцией определен пошаговый и детализированный порядок:

создания, выставления (направления), получения, подписания и хранения ЭСЧФ;

заполнения реквизитов счета-фактуры;

создания трех типов ЭСЧФ: исходного, дополнительного, исправленного.

Инструкцией установлены особенности заполнения ЭСЧФ при совершении некоторых операций. Такие особенности, причем порой достаточно значимые, существует при посреднических операциях, применении договоров аренды, экспорте/импорте.

Предварительный анализ запросов налогоплательщиков показал, что применение ЭСЧФ именно в таких сферах (особенно при посреднической деятельности) является наиболее проблемным.

Итак, нормативная правовая база функционирования ЭСЧФ создана, методологическое, разъяснительное сопровождение во всех сегментах достаточно полноценно и постоянно. Отметим, что МНС проводило активную предварительную разъяснительную работу, проект инструкции был размещен на официальном сайте министерства еще в феврале. У субъектов хозяйствования была возможность участвовать в опытной эксплуатации системы.

По нашему мнению, основная нагрузка в обеспечении надежности функционирования системы ЭСЧФ – не методологическая, а технологическая сторона, надежность программно-технической составляющей, поддержка порталов и т.п.

Поэтому для налоговых органов и плательщиков сейчас самое важное – научиться работать с ЭСЧФ. Только практика первых 5–6 месяцев эксплуатации позволит приобрести опыт, покажет сильные и слабые стороны механизма ЭСЧФ, подскажет, в каких случаях требуется корректировка программного обеспечения и норм законодательства.

Напомню, что в Беларуси в 2000-х годах состоялись 2 знаковых этапа в применении и изменении методологии применения НДС: переход на зачетный метод и принцип страны назначения во взаимоотношениях с Российской Федерацией. По воздействию и экономической значимости эти реформы были, несомненно, более сложными для внедрения, более масштабными и радикальными, сопровождались на первом этапе некоторыми негативными моментами, однако они состоялись. Поэтому будем смотреть на предстоящее введение механизма ЭСЧФ с осторожным оптимизмом.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by