$

2.0884 руб.

2.4436 руб.

Р (100)

3.1453 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

ЭЛЕКТРОННЫЙ ОБЛИК СОВРЕМЕННОЙ ТОРГОВЛИ©

28.09.2012

Переход к электронной торговле ускоряет выход на новые рынки, поиск партнеров, совершение сделок и доставку товаров. По мнению экспертов, развитие технологий электронной торговли в Беларуси — один из тех прорывных инновационных проектов, которые придадут новое качество белорусским цепям поставок и помогут успешно конкурировать на глобальных рынках. Об этом в интервью «ЭГ» рассказал начальник управления электронных ресурсов ГП «Центр систем идентификации» НАН Беларуси Евгений ЯКУШКИН.

— Евгений Анатольевич, каковы современные механизмы продвижения товаров с использованием информационных технологий?

— Одна из мировых тенденций — миграция торговых процессов в сферу электронных деловых операций. Так, результаты мониторинга внедрения стандартов и технологий электронного документооборота, проводимые под эгидой международной ассоциации GS1, свидетельствуют о том, что крупнейшие торговые сети Западной Европы и США уже в 2009 г. около 40% сделок осуществляли с использованием Глобальных сетей синхронизации данных (Global Data Synchronization Network — GDSN). Рост объемов продаж — следствие лучшего знания нужд потребителя и адекватной реакции на них, а это невозможно сегодня без учета и анализа множества факторов, которые черпаются из баз данных, содержащих истории покупок, примененных для этого способов, статистику продаваемости с полок и т.п. Использование электронного документооборота является обязательным условием поставок в крупные торговые сети ряда стран.

— Какие факторы влияют на развитие систем электронной торговли?

— Электронная торговля базируется на нормативно-правовой среде государства, которую желательно максимально адаптировать к международным стандартам, а также на информационных системах, работающих с описаниями объектов торговли (товаров) и субъектов (продавцов и покупателей). Например, к основным составляющим упомянутых GDSN относятся банки электронных паспортов товаров (в терминологии GS1 — пулы данных, описание товаров в которых производится строго по стандартам), глобальный регистр (на 1.09.2012 г. он содержал более 10 млн. описаний товаров, а его участниками были свыше 25 тыс. компаний), система контроля качества данных и глобальный классификатор товаров (Global Product Classification — GPC). Немаловажным фактором является также наличие желания и возможностей предприятий работать с новыми технологиями.

Степень распространенности электронных деловых операций и построенных на них информационных систем, начиная с отдельных компаний и заканчивая процессами администрирования на уровне государств и их объединений (таких как ЕС, ЕЭП), влияют на скорость товарообмена и определяют возможности стратегии интенсивного развития экономики. Этот вывод справедлив прежде всего по отношению к отраслям, успешное функционирование которых зависит от эффективности цепей поставок, быстроты реакции рынка. К ним можно, например, отнести промышленные предприятия, производящие потребительские товары, агропромышленный комплекс, фармацевтику, сферу дистрибуции и розничную торговлю.

В Беларуси электронный документооборот в сфере торговли находится на начальной стадии. Импульс его развитию придала Директива № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» и ряд постановлений правительства, направленных на создание нормативно-правовой базы для проведения электронных деловых операций.

В частности, в августе прошлого года начал работать Банк электронных паспортов товаров (www.epass.by) — информационная система для ведения базовой информации о производимых, реализуемых на территории нашей страны товарах для целей автоматизированного учета в товаропроводящих сетях. Из этого банка данных черпается информация о товарах и их продавцах в международно признанном формате. Сегодня все товары белорусских товаропроизводителей, кодирующих свои товары в Центре систем идентификации, имеются в этой базе данных и доступны абсолютно всем предприятиям торговли, в т.ч. зарубежным. А это около 8 млн. наименований товаров от более чем 3,5 тыс. производителей и импортеров.

К другим знаковым событиям можно отнести то, что МНС при консультативной поддержке нашего предприятия и в тесном контакте с практиками готовит проект постановления Совмина о порядке использования электронных товарно-транспортных накладных.

Отрадно также и то, что в Беларуси стремительно набирает обороты первый EDI-провайдер (EDI от Electronic Data Interchange — электронный обмен данными) — компания СТТ (http://topby.by).

— К сожалению, не все собственники торгового бизнеса пока понимают, как содержимое Банка электронных паспортов товаров связано, например, с автоматическим заказом товаров у поставщиков. Эта функция присутствует в большинстве систем автоматизации магазинов и оптовых предприятий, но, кажется, практически не используется...

— Действительно, оптимизация ассортимента для наращивания прибыльности, автоматизация процессов складирования, приемки-передачи, инвентаризация и многое другое сегодня делается вручную, с большим количеством ошибок и медленно. По результатам наших исследований, в отечественной торговле трудозатраты на выполнение операций заказа товара, его комплектования, сдачи-приемки, выкладки в торговом зале примерно в 3–5 раз выше, чем в торговых сетях промышленно развитых стран. Связано это во многом с отсутствием автоматизации первичных операций (заказ, приемка, анализ продаж, пополнение баз данных и др.). Но процесс уже пошел, и те предприятия торговли (в большинстве своем торговые сети с достаточно высоким уровнем автоматизации бизнес-процессов), которые устали от неоднозначности и путаницы в своих базах данных, уже работают с нами.

Небольшие магазины пока занимают выжидательную позицию. Одни еще не знают о нашей системе, другие опасаются сложностей с подключением к Банку электронных паспортов товаров, хотя тут совсем не нужны высокооплачиваемые программисты и значительные затраты.

— Может быть, для белорусского рынка и отечественных изготовителей, выпускающих достаточно качественные товары, это не столь актуально?

— Какие бы замечательные товары не производили наши предприятия, если не следовать в русле современных тенденций автоматизации, то не получится успешно их экспортировать. Несколько лет назад директор по комплектации Wal-Mart (американская компания, управляющая крупнейшей в мире розничной торговой сетью. — Прим. ред.) в письме к поставщикам сообщил, что с 2010 г. их магазины целиком переходят на использование глобальной сети синхронизации данных в отношениях с партнерами и поэтому настоятельно рекомендует им зарегистрироваться в национальной системе GS1 и сообщить свои идентификационные номера для продолжения работы. Если для Wal-Mart, одного из мировых лидеров применения новых технологий торговли, актуальны такие параметры, как точность данных, качество исполнения заказов, скорость поступления в сеть новых товаров, оптимизация логистики, и связывают они это с электронным обменом, точностью идентификации, то для нас все это, вероятно, не менее полезно. Полноправное вхождение в крупные торговые сети зависит от способности белорусских экспортеров выполнять международные стандарты описания товаров и предоставлять их покупателям.

По аналогичному пути движутся крупные торговые сети России. В нашей стране в торговых сетях, созданных с участием иностранного капитала, тоже начинают применяться международные стандарты описаний товаров. Поэтому развитие технологий, примененных в Банке электронных паспортов товаров, актуально для защиты интересов белорусских предприятий не только на внешнем, но и на внутреннем рынке.

Не следует также исключать высокой вероятности использования в недалеком будущем технологий электронной коммерции в качестве скрытых нетарифных барьеров, применяемых в целях защиты внутреннего рынка стран — импортеров белорусских товаров (по аналогии с требованиями к качеству и т.д.). Поэтому широкое использование технологий электронной торговли способно застраховать от применения таких инструментов проникновение белорусских товаров на высокоприбыльные рынки развитых стран.

— А что если промышленники будут сами описывать товар «как надо» и напрямую контактировать с покупателями?

— «Как надо» — не получится. Добиться, чтобы 3,5 тыс. производителей товаров заполнили в одном формате таблицу из 90 колонок (описание товара) невозможно. Кто-то их должен проверять. Этим мы и занимаемся на стадии регистрации штриховых кодов.

А если «как надо» не получится, то возникнет ситуация, которую мы имеем сегодня: предприятия стараются принудить друг друга к использованию выгодных им форматов описаний товаров. Сильная торговая сеть заставляет поставщиков использовать ее формат, а если поставщик знает, что без его товара магазин потеряет покупателей, — именно он станет диктовать условия торговле. В результате и те и другие несут дополнительные затраты на внесение информации в свои базы данных.

Классический пример — ситуация на одном крупном торговом предприятии. Для того чтобы автоматически конвертировать данные о товарах, приходящих от поставщиков, ему пришлось заказать и оплатить создание около 500 (!) программ-конвертеров. А знаете ли вы, что для внесения данных о товаре в базу большинства магазинов (имеющих компьютерные системы) рядом с разгрузочной рампой сидит несколько операторов (в обычном универсаме — 1–3 человека), которые «руками» вносят в компьютер информацию о принимаемом товаре? И это в то время, когда информация об этих товарах с высочайшей степенью вероятности уже имеется в Банке электронных паспортов товаров и нужно лишь наладить импорт данных из него и не загружать людей рутиной. Тогда при прибытии в магазин товара, которого пока еще нет в его базе данных, приемщик сможет сканировать штриховой код, а затем программное обеспечение магазина обратится в Банк электронных паспортов и заберет из него корректное описание товара. По времени импорт описания товара занимает менее одной секунды даже при плохом интернет-соединении.

— Как будет организовано взаимодействие национального Банка электронных паспортов товаров с электронными ресурсами в странах Таможенного союза?

— Недавно мы внесли в правительство инициативу: создать в ЕЭП единое торговое информационное пространство с учетом международных стандартов электронного документооборота и идентификации товарных потоков. Этот проект предполагает формирование межгосударственного регистра описания и идентификации субъектов бизнеса ЕЭП и товарной номенклатуры, разработку информационно-технологической платформы электронного подтверждения качества и безопасности продукции. Цель — сформировать инфраструктуру электронного документооборота, обеспечивающую бизнес-процессы в цепях поставок, их безопасность. Во многом то, что мы предлагаем, основывается на белорусском опыте. Если инициатива будет поддержана, то мы надеемся, что технологии, которые реализованы в белорусском Банке электронных паспортов товаров, будут широко применены не только на внутреннем рынке, но и на уровне ЕЭП.

Масштабы территории стран ЕЭП ставят на повестку дня вопрос о документах, подтверждающих качество и безопасность товаров. Здесь возможен вариант, когда наличие информации о таком документе, внесенной в Казахстане или России в Банк электронных паспортов, отсечет надобность в бумажных копиях, достаточно будет получить такой документ в свою информационную систему.

Подготовила Оксана КУЗНЕЦОВА

Справка «ЭГ»

Центр систем идентификации создан в 2006 г. как специализированная организация в области технологий автоматической идентификации и электронных деловых операций. В соответствии с постановлением Совмина от 22.08.2011 № 1116 Центр является в Беларуси головной организацией по научно-методическому обеспечению создания и функционирования информационных ресурсов о товарах (продукции), их автоматической идентификации, а также обеспечению электронного документооборота в товаропроводящих сетях и процессах электронной торговли. Директор Центра, В.И. Дравица, с 2011 г. является заместителем Председателя бюро Центра ООН по упрощению процедур в торговле и электронному бизнесу (UN/CEFACT).