$

2.0882 руб.

2.4544 руб.

Р (100)

3.1726 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

Электронное взаимодействие: нужна система

29.05.2007

Для построения полноценной системы электронного документооборота в Беларуси необходимо в самое ближайшее время внести изменения в действующую нормативно-правовую базу. К такому выводу пришли участники состоявшейся на прошлой неделе в Минске международной выставки-конференции «Электронный документооборот: проблемы и пути их решения».

Мероприятие прошло в рамках проекта «Банк IТ’07» научно-технологической ассоциации «Инфопарк». Именно банки, по мнению первого заместителя председателя Правления Нацбанка РБ Павла Каллаура, должны оставаться локомотивом продвижения новых IT в сфере электронного документооборота. В 2000 г. сам Закон «Об электронном документе» в Беларуси был разработан и принят во многом благодаря инициативе банковского сообщества. С ходом времени эта проблема для банков не стала менее актуальной. Сегодня на обработку проходящих через них огромных массивов информации требуются значительные усилия. Если говорить только о подготовке и предоставлении отчетности, то этой работой занято около 30% банковских служащих, которых всего в Беларуси насчитывается около 50 тыс.

В Беларуси Закон «Об электронном документе» был принят на 2 года раньше, чем аналогичный в России, и даже на полгода раньше, чем в США. Вначале он дал хороший толчок развитию электронного документооборота во всех сферах, но вскоре движение явно замедлилось и возникла необходимость пересмотра документа. Созданная с этой целью полгода назад рабочая группа уже определила основные тенденции, которые будут влиять на разработку новой нормативной базы. Как сообщил начальник группы Государственного центра информации при Президенте РБ Владимир Комисаренко, действующий Закон вполне может стать основой для разработки новой концепции электронного документа и электронной цифровой подписи (реквизит электронного документа, предназначенный для его защиты от подделки, представляет собой своеобразный код). Не потребуется даже коренных изменений. Однако нововведений будет немало.

Сейчас рабочая группа обсуждает возможность узаконить право отзыва открытого ключа (информации, используемой для проверки ЭЦП) его владельцем. Вероятно, будет введено такое понятие, как срок действия открытого ключа проверки подписи. Рассматривается вопрос об определении роли государственного архива, т. е. о гарантиях подлинности электронного документа по истечении определенного срока. Вынесено на обсуждение и введение государственной системы управления открытыми ключами проверки подписи, которое будет работать на базе существующей инфраструктуры открытых ключей РБ.

Развитие электронного документооборота в республике важно не только для банков. Как отмечают специалисты, существующие системы электронного взаимодействия не могут обеспечить необходимый информационный обмен между органами власти, поскольку в свое время эти системы создавались независимо и на разных технологических основах. К примеру, сейчас госорганы используют ЭЦП и создают ведомственные удостоверяющие центры для распространения открытых ключей исключительно во внутреннем документообороте. Назрела необходимость применения системных подходов к организации взаимодействия ведомственных удостоверяющих центров, формирования единого пространства доверия как основного компонента республиканской инфраструктуры открытых ключей. Решение этих проблем необходимо, в т.ч. и для исполнения постановления Совмина «О Государственной программе информатизации Республики Беларусь на 2003-2005 гг. и на перспективу до 2010 г. «Электронная Беларусь».

Наталья ВЕРБИЦКАЯ