$

2.0820 руб.

2.4488 руб.

Р (100)

3.1507 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Проекты

ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЩЕНИЕ КАК СКРЫТАЯ УГРОЗА

08.07.2011

Проект закона «Об обращениях граждан и юридических лиц» был принят Советом Республики на прошлой неделе лишь благодаря повторному голосованию. Камнем преткновения стала ст. 25 «Рассмотрение электронных обращений», вызвавшая необычайно бурную полемику на сессии.

Новый документ должен заменить ныне действующий Закон от 6.06.1996 № 407-XIII «Об обращениях граждан», а также вобрать в себя нормы Указа Президента от 15.10.2007 № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» (ред. от 22.03.2011 г.). В законопроекте установлен порядок проведения личного приема граждан, их представителей и представителей юридических лиц, регламентированы права и обязанности заявителей, а также обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей. Определен порядок подачи, приема, регистрации и рассмотрения заявлений, предложений и жалоб. Устанавливаются единые сроки ответов на все виды обращений (в т.ч. электронные). Они должны быть рассмотрены не позднее 15 дней, а если требуются дополнительное изучение и проверка — не позднее одного месяца. Если под заявлением подписались 30 и более человек, то рассмотрение изложенных в нем проблем обязательно должно проходить с выездом комиссии на место.

Законопроект успешно прошел два чтения в Палате представителей, не вызвав особых дискуссий. Его рассмотрение в верхней палате, где проекты нормативных правовых актов в соответствии с регламентом могут лишь или одобряться, или отклоняться, также не предвещало проблем.

Правда, после доклада заместителя министра юстиции Аллы Бодак у членов Совета Республики появилось несколько вопросов, а затем в обсуждение включились губернаторы областей. Требование об обязательном рассмотрении электронных обращений, поступающих на официальные сайты и на адреса электронной почты госорганов и госорганизаций, и установленные проектом сроки ответа на них главы регионов считают нереальными. Руководитель Минской области Борис Батура напомнил, что сотрудники облисполкомов и так 30% времени тратят на работу с гражданами. С учетом распространенности Интернета, чтобы готовить ответы на все электронные обращения, придется создавать дополнительную службу, брать в штат новых людей. Ведь согласно законопроекту с виртуальными обращениями следует работать так же, как и с полученными на бумажных носителях: регистрировать, а в ряде случаев давать и письменные ответы. Новшество потребует серьезных бюджетных ассигнований.

Сенатор Виктор Аверин пытался выяснить, куда должна относить такие затраты хозрасчетная организация.

Отдельные выступавшие прогнозировали резкий рост анонимок. Да, в соответствии с законопроектом заявитель обязан указать свою фамилию, имя, отчество, место жительства, работы (учебы), а юридическое лицо — официальное наименование организации и юридический адрес, но на проверку правдивости этих данных уйдет немало времени. Кроме того, нормой закона могут воспользоваться «профессиональные жалобщики» — такой гражданин, получив уведомление о том, что ему уже даны ответы по существу и переписка с ним прекращается, может продолжить рассылку писем уже под другим «ником». Все это повлечет ненужный ажиотаж в работе госорганов, судов, прокуратуры, редакций газет.

Звучали упреки в адрес разработчиков, которые готовили законопроект «келейно, в лучших бюрократических традициях и не учли реальность». Кстати, в первоначальном варианте законопроекта «спорной» статьи не было, ее включили в документ уже после первого чтения в Палате представителей.

Председатель Совета Республики Анатолий Рубинов соглашался, что претензии к авторам законопроекта справедливы и при разработке подобных документов следует советоваться со специалистами, которые будут с ними работать. Одновременно спикер настойчиво убеждал членов Совета Республики одобрить документ: мол, правоприменительная практика все «расставит по своим местам, а через год при необходимости мы внесем в закон изменения».

Тем не менее в итоге законопроект одобрили. Кстати, согласно ст. 25 руководители иных организаций, в том числе коммерческих, сами определяют порядок рассмотрения поступающих электронных писем и решают в каждом конкретном случае давать или не давать на них ответ. В ст. 20 установлена процедура обжалования ответов, а в ст. 19 предусмотрена возможность взыскания с заявителей в судебном порядке расходов, понесенных организациями и индивидуальными предпринимателями в связи с рассмотрением систематически направляемых необоснованных обращений от одного и того же адресата.

Кроме того, закрепляется возможность ведения аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки во время приемов посетителей должностным лицом. Но об этом гражданина нужно заранее уведомить. Фиксация общения позволит защитить, с одной стороны, интересы посетителя, с другой — госслужащего. Важным также является запрет переадресовывать письма в организации, действия или бездействие которых обжалуются.

Ответы должны даваться строго по существу. Вместо популярного шаблона «в соответствии с действующим законодательством» чиновникам придется ссылаться на конкретный законодательный акт, его статьи и пункты. При этом ответ должен даваться на том же языке, на котором поступило обращение — на русском или белорусском.

Законопроект отправлен на подпись Президенту и должен вступить в силу через 6 месяцев после официального опубликования.

Анна ФЕДОРОВА