Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №4 (2501) от 18.01.2022 Смотреть архивы
picture
USD:
2.5678
EUR:
2.9445
RUB:
3.3944
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Электронная торговля и ее перспективы

Все идет к тому, что через 10--20 лет поход за покупками в том виде, в каком мы его представляем сейчас, изживет себя и на его место придет шоппинг через монитор компьютера. В развитых странах уже сейчас самая "продвинутая" часть покупателей все чащ...
Все идет к тому, что через 10--20 лет поход за покупками в том виде, в каком мы его представляем сейчас, изживет себя и на его место придет шоппинг через монитор компьютера.

В развитых странах уже сейчас самая "продвинутая" часть покупателей все чаще отоваривается в электронных магазинах. И выглядит это примерно так. Вы загружаете через Интернет адрес (электронный, конечно), магазина, где к вашим услугам электронная витрина -- каталог товаров, которые можно приобрести, с полной информацией о них и ценах. Чтобы выбрать товар и заказать его, достаточно только нажать кнопку, указав в специальном формуляре (опять же электронном) все параметры вашей кредитной карточки, телефон и адрес. Товар будет доставлен вам либо по почте, либо курьером.

Почти таким же образом действуют и многие крупные западные фирмы, только для них существуют специальные электронные биржи, где выставляются заявки и предложения.

То, что за электронной торговлей -- будущее, подтверждает весьма красноречивый факт: несмотря на спад мировой общехозяйственной конъюнктуры, темпы прироста электронной торговли, и прежде всего межфирменной торговли в Интернете, продолжают расти. Так, согласно прогнозу, ее объем между европейскими компаниями в 2002г. достигнет 195 млрд. EUR, что втрое превысит объем 2001г. Поскольку использование Интернета сокращает затраты, крупные концерны осуществляют инвестиции в электронную торговлю даже в условиях конъюнктурного спада. По прогнозу, в 2006г. уже 22% всего объема межфирменной торговли в Европе будет идти через Интернет (в 2001г. доля такой торговли составляла лишь 1%).

В развитии электронной торговли между фирмами будут лидировать такие секторы, как электроника, химия и логистика, которые в 2006г. проведут через Интернет как минимум 30% своих межфирменных сделок. Традиционные отрасли промышленности (машиностроение, автомобилестроение и металлообработка) уже в 2004г. станут осуществлять с помощью Интернета около 10% своих коммерческих сделок.

Большинство европейских компаний в настоящее время занимаются торговлей по Интернету для сокращения издержек, однако в долгосрочной перспективе такие закупки не только поспособствуют экономии расходов, но и будут теснее привязывать к этим компаниям их поставщиков.

Большой интерес представляет использование Интернета для автомобильных компаний. С его помощью они могут выстроить цепочку: поставщики -- производители -- продавцы. Эта схема позволит значительно сократить сроки выполнения заказов. Сейчас доля закупок комплектующих через интернет-аукционы у некоторых автомобильных концернов составляет до 1/3, и она в общей массе закупок постоянно растет.

Одной из наиболее успешных сфер является торговля подержанными автомобилями, которая наиболее развита в Германии. Этот канал сбыта привлекает как частных автовладельцев, так и торговцев автомобилями. На каждой из самых известных онлайновых автомобильных биржах -- "Моbilе.dе" и "Аutоsсоut24.dе" -- выставляется на продажу около полумиллиона автомобилей. По некоторым данным, в настоящее время около 85% подержанных автомобилей в ФРГ продаются через Интернет. Эксперты прогнозируют, что в 2002г. в ФРГ через Интернет будет продано около 2 млн. автомобилей.

Преимущество интернет-бирж состоит прежде всего в прозрачности рынка. Резко снижаются издержки на поиск желаемого подержанного автомобиля. Согласно опросам, немцы используют Интернет как источник информации так же часто, как и ежедневную газету.

Лидером в развитии межфирменной электронной торговли в Германии стал концерн "Siеmеns", обеспечивающий таким образом 17% своих закупок. В ближайшие годы эта доля будет увеличена до 50%. По данным руководства концерна, онлайновые закупки позволили ему снизить закупочные цены на 10--20%, а издержки на сам закупочный процесс -- на 50%.

Германская компания "Lufthаnsа", проводя в Интернете тендеры и аукционы, смогла снизить свои закупочные цены на 40%, а сам закупочный процесс удешевить на 70--80%.

Правда, менее динамично развивается онлайновая продажа авиабилетов, доля которой, по данным компании, составляет лишь несколько процентов от общей суммы продаж. Впрочем это является специфической особенностью Германии и объясняется слабым распространением в стране кредитных карт. В Великобритании, например, 80% покупателей, пользующихся Интернетом, оплачивают свои покупки с помощью кредитных карт, в то время как в ФРГ -- только 30%. Поэтому англичане гораздо чаще, чем немцы, заказывают авиабилеты или туристические путевки через Интернет.

Довольно высокими темпами, несмотря на общий спад деловой активности, развивается электронная торговля в США. Объем продаж интернет-магазинов в 2001г. увеличился на 21% и достиг 51,3 млрд. USD. В США электронная торговля заняла прочное место во многих отраслях экономики.

Растет интерес к электронным формам бизнеса и в России. По данным российской исследовательской компании "I.В.Раrtnеrs", менее чем за год число торгово-информационных ресурсов в российском Интернете удвоилось и летом 2002 года достигло 111. Широкий спектр решений для создания таких систем на российском рынке предлагают десятки российских и зарубежных компаний. В торговле компьютерным оборудованием и алкоголем, металлургической, нефтехимической и в некоторых других отраслях уже действуют проекты, которыми пользуется большинство крупных участников этих вертикальных рынков. Наличие этих тенденций позволяет рассчитывать на то, что уже к 2004 году оборот российского рынка электронной торговли достигнет 5 млрд. USD. Кроме того, на российских электронных площадках началось широкое внедрение платежно-расчетных систем, которых не хватало для активного развития межкорпоративной электронной торговли.

Потенциальный эффект от использования электронной торговли в России с учетом территориальной удаленности контрагентов, длинных цепочек поставщиков и прочей специфики может быть очень высоким. Компаниям, только выходящим на рынок, использование схем электронного бизнеса позволит значительно снизить издержки, а опытным фирмам -- еще и увеличить охват клиентской аудитории. Словом, создание здоровой конкуренции, устранение многочисленных посредников и повышение прозрачности сделок в электронной торговле являются хорошими стимулами для развития экономики. Причем не только в частном, но и государственном секторах. По оценкам экспертов Минэкономразвития РФ, использование комплексных информационных систем для организации госзакупок позволит сэкономить до 20% бюджетных средств.

В Беларуси дела с развитием электронной торговли обстоят не лучшим образом. Малое количество интернет-магазинов связано в первую очередь с неразвитой системой оплаты. Так, в одном из самых известных из них "Мinsk.shор.bу" оплату надо производить наличными в пресловутых у.е. при передаче тебе заказа. Да и малое количество пользователей Интернетом не способствует развитию электронной торговли в стране.