$

2.1102 руб.

2.3950 руб.

Р (100)

3.1973 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Факты, комментарии

ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЯ КАК ТОВАР©

01.11.2011

В Беларуси с 2012 г. начнется процесс демонополизации и коммерциализации электроэнергетического рынка. Это предусмотрено новой редакцией Правил электроснабжения, утвержденных постановлением Совмина от 17.10.2011 №1394.

Предыдущие Правила пользования электрической и тепловой энергией, утв. приказом Министерства топлива и энергетики от 30.04.1996 № 28, отражали унаследованную с советских времен монополию государства в данной сфере. Считалось, что такая монополия — естественная и способна полностью и достаточно качественно удовлетворить спрос на электроэнергию. Но оказалось, что безраздельное господство на этом рынке гособъединения «Белэнерго» дорого обходится казне и обществу.

Наконец и правительство признало, что нельзя, например, реализовать планы по созданию возобновляемой энергетики без привлечения на рынок электроэнергетики новых участников. Поэтому согласно Закону от 27.12.2010 № 204-З «О возобновляемых источниках энергии» производить в Беларуси «зеленую» энергию могут юрлица и индивидуальные предприниматели как для себя, так и на продажу.

Разумеется, старые Правила, регламентировавшие порядок в электроэнергетике, вступили в противоречие с нынешней политикой и нормами законодательства в данной сфере. Поэтому новые Правила, которые начнут действовать в 2012 г., позволяют отчасти ограничить монополию ГПО «Белэнерго». Теперь энергоснабжающей организацией в Беларуси может стать любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющее продажу потребителям произведенной или купленной электрической энергии и имеющее в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении электрические сети, по которым можно передавать электроэнергию потребителю, или источник электроэнергии. При этом в Правилах учитывается специфика снабжения и пользования электроэнергией, причем последняя признается товаром, который производится, передается, распределяется и потребляется.

«Это шаг к рынку в нашей электроэнергетике, он направлен на узаконивание возможностей других субъектов входить на этот рынок и составлять конкуренцию действующей энергосистеме», — считает директор научно-производственного ООО «Малая энергетика» Анатолий Смирнов. Однако, по его мнению, быстрых и значительных изменений на электроэнергетическом рынке страны в связи с выходом постановления № 1394 ожидать не стоит.

России, например, понадобилось почти десятилетие, чтобы избавиться от монополии РАО «ЕЭС России». Эта корпорация в процессе реформирования была разделена на два больших сегмента: конкурентный и монопольный. В последний вошла инфраструктура энергосистемы, в первую очередь, сети и диспетчеризация. Эти элементы, как объяснял идеолог реформы Анатолий Чубайс, являются естественными монополиями и не могут работать в конкурентном режиме. Рыночные механизмы для их регулирования не годятся. Поэтому контроль здесь осуществляет государство.

Конкурентный сегмент электроэнергетики в РФ включает генерирующие и сбытовые компании. Цена на их товар (услуги) здесь определяется рыночными методами исходя из спроса и предложения. Считается, что компания, производящая электроэнергию с минимальными затратами, легче продаст ее, чем та, где издержки и, соответственно, цены высоки.

Разумеется, российский опыт реформирования электроэнергетики не идеален, о чем свидетельствуют его нынешние проблемы. Но они есть и в других странах, где проводились аналогичные преобразования. Все они признают, что альтернативы демонополизации и либерализации энергорынка нет. Конкуренция здесь создает условия для удешевления электроэнергии для потребителей и позволяет привлекать в отрасль частных инвесторов.

Иван МИХАЛЕВИЧ