Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
251.74
Серебро:
3
Платина:
100.05
Палладий:
107.63
Назад
Исследования, рейтинги
18.10.2002 12 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

"Экзотическая модель". Этапы больного пути

10--11 октября в Научно-исследовательском экономическом институте Минэкономики РБ прошла III международная научная конференция "Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития"...

10--11 октября в Научно-исследовательском экономическом институте Минэкономики РБ прошла III международная научная конференция "Проблемы прогнозирования и государственного регулирования социально-экономического развития", в которой приняли участие более 300 ученых, экономистов и политиков из Беларуси, России, Украины, Польши, Италии и других стран. В 196 докладах и секционных дискуссиях участники мероприятия попытались определить внутренний уклад Беларуси и ее место в мировом сообществе. Оригинальность сложившейся в стране ситуации, обозначенной как "белорусская модель" отечественными мыслителями и "экзотическая экономика" -- в толковании зарубежных аналитиков, была признана единодушно. Но вот в отношении будущего этой самой модели обнаружился полный "разброд и шатания" экономической мысли, что может привести к отпущению дела на самотек или, по-русски, куда кривая вывезет.

Выступая с докладом на конференции, заместитель премьер-министра, министр экономики Андрей Кобяков подчеркнул: "Белорусская модель экономики прошла проверку временем, она позволила преодолеть глубокий спад производства, развернуть институциональные рыночные реформы, избежать социальных потрясений, укрепить государственность и реальный суверенитет страны". И хотя московский профессор Мау "назвал нашу модель экзотической с совершенно непонятным ростом ВВП", Кобяков не считает оценку отечественной экономики объективной "лишь по степени ее приближения к экономическим моделям развитых стран". Они формировались несколько столетий, а Беларусь решает насущную проблему выживания существующей системы, которая -- последуй власть рекомендациям либералов -- "лежала бы в руинах и наши граждане бедствовали". Поэтому перед органами госуправления по-прежнему стоит задача, с одной стороны, оставить все без изменения и даже укрепить вертикальную систему управления и контроля, а с другой -- активизировать предприимчивость и инновационный потенциал. Ведь "прежний ресурс исчерпан", признал министр экономики. Или, словами правоведа Григория Василевича, сохранить государственную монополию на всё и вся и в то же время "предоставить" населению самому решать "свои" проблемы строительства мостов и производства "требуемого количества топорищ". Выходом могли бы стать инновации. Однако как и по каким критериям разошлись 400 миллионов USD инновационных фондов, не представляет даже президент Национальной академии наук Михаил Мясникович. Тем временем научно-технические кадры стареют, "лучшие мозги разъезжаются" и Беларуси остается разве что потребовать от США и Израиля компенсации за интеллектуальное донорство. Мясникович предложил даже подумать над механизмом такой компенсации.

Непосильный приоритет

В докладе президента Белорусской научно-промышленной ассоциации (БНПА) Николая СТРЕЛЬЦОВА противоречивая логика достигнутой в стране общей стабильности нашла свое объяснение. Благополучие белорусской модели и похвальная с точки зрения правительства и экспертов Всемирного банка стратегия "преимуществ отставания в реформировании" достигалась все эти годы за счет обескровливания реального сектора экономики. Несомненные успехи в этом деле как раз и позволяют представителям власти заявлять о необычайной эффективности тотального госконтроля и администрирования как единственно верного метода регулирования экономики. Нужны ли нам стабилизация и приоритет экспорта той ценой, которую платит белорусский производитель -- как "большой", так и "малый"?

Средства производства износились не только физически, но и морально. Доля полностью (на 100%) самортизированных, но не списанных и эксплуатируемых в производстве машин и оборудования в их общем объеме на начало 2002г. составляла 52,8%. В таких условиях даже максимальный административный нажим не способен вытянуть рост объема промышленной продукции на уровень прогнозного задания. Если в 2002г. намечено произвести ее на 5--6% больше, чем в прошлом, то фактически прирост за 8 месяцев составил 2,9%. Несмотря на снижение белорусских экспортных цен (а также и внутренних цен, если измерять их в с учетом инфляции доллара), 69,4% среднемесячного объема произведенной продукции осталось на складах. Кстати, в прошлом году этот же показатель и в это же время был равен 63,8%.

Наглядно проявилась также тенденция роста числа убыточных производств, снижения рентабельности производства и износа оборудования (см. табл.).
 
============================================================
                           1999г.   2000г.   2001г.   2002г.
                                                    (7 мес.)

============================================================
Доля убыточных предприятий,
от общего числа, %        16,9      22,3      34,2      37,5
Доля убыточных промышленных
предприятий, %             8,8      18,4      29,7      36,9
Износ машин, оборудования
и транспортных средств
в целом*, %               66,8      74,0      74,9      75,6
============================================================
* В промышленности их износ выше в среднем на 5%

Хотя объем белорусского экспорта в прошлом году был самым высоким за последние 7 лет, особой радости и оживления реальному сектору экономики это не доставило. Импорт из России в т.г. возрос на 2,7%, а вот белорусский экспорт в РФ снизился и составил за 8 месяцев 97,9% от аналогичного показателя года предыдущего. Причем отрицательное сальдо белорусского торгового баланса увеличилось более чем на 147 млн. USD и превысило 977 млн. На 51,1% уменьшился белорусский экспорт и в Украину при одновременном увеличении украинского импорта на 4,4%. Кстати, если в 1997г. товарооборот наших стран достиг 1,4 млрд. USD, то затем он стремительно упал на порядок. Сальдо внешней торговли с Украиной стало отрицательным для Беларуси (на 23,3 млн. USD). В целом же отрицательное сальдо в торговле со странами СНГ увеличилось с 660 до 967 млн. USD. Снижение нашего экспорта в эти страны только за 8 мес.т.г. составило 6,8%.

Главный вывод, который следовал из анализа ситуации на рынках СНГ, -- общее снижение конкурентоспособности (прежде всего по ценовым параметрам) белорусских товаров на соседних рынках при одновременном повышении конкурентоспособности российских и украинских товаров, производителям которых удалось провести реструктуризацию и техперевооружение.

Более того, нет причин и для победных реляций по поводу увеличения белорусского экспорта в страны дальнего зарубежья (на 16% за 8 месяцев т.г. при положительном сальдо 674 млн. USD). Дело в том, что при росте объема экспорта из Беларуси в 2001г. в долларах США на 1,9% в физическом исчислении он составил 9,5% по товарам и 5,8% по услугам. За семь месяцев этого года картина была примерно такая же: наш экспорт в долларовом выражении возрос на 2,3% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, а его физический объем -- на 7,3%. И если учесть, что доллар США за это время тоже имел инфляцию, причем даже большую, чем обычно, то вывод один: наш экспорт в развитые страны в последнее время растет в основном за счет ценового демпинга. А это значит, что он не только увеличивает, но, наоборот, уменьшает реальное национальное богатство страны.

Экспорт более 60% произведенной в РБ продукции за рубеж и задача увеличить его еще в полтора раза в ближайшие годы угрожает вконец подорвать конкурентоспособность наших товаропроизводителей не только на внешних, но и внутреннем рынках.

Если же к этому добавить законодательные казусы, которые ставят отечественных производителей, мягко говоря, в менее выгодные условия (например, в случае импорта грузовых автомобилей в режиме свободного обращения), то о какой-то четкой осознанной стратегии при выработке и реализации "экспортного приоритета" страны говорить не приходится.

Лозунги вместо рекомендаций

В итоговых рекомендациях научной конференции прописана "целесообразность увеличения доли инвестиций в ВВП до 22--25%, и прежде всего за счет привлечения иностранных инвестиций", что "позволит поддерживать ежегодный темп роста ВВП со стороны предложения на уровне 5--8%". Почему ставка делается на иностранные инвестиции при их очевидном дефиците и в дальнейшем -- толком никто никак не обосновывал. А вот как стимулировать активность и внутреннюю заинтересованность в реальном секторе Беларуси, в т.ч. в среде малого и среднего бизнеса, -- произносились затертые от постоянного употребления противоречивые фразы, а в рекомендациях предлагались "дальнейшее укрепление и развитие перспективных подотраслей на основе внедрения новой техники", "повышение конкурентоспособности отечественной промышленности и развитие возможностей для вхождения в мирохозяйственные связи", "сохранение и дальнейшее развитие экспортного потенциала", "повышение эффективности комплексного использования ресурсов, снижение издержек производства" и прочее. Кто против? Но как достичь "дальнейшего углубления и ускорения", ничего по сути не меняя?

Поэтому, как верно заметил Михаил Мясникович, "с чего мы начали, тем и закончили". Как стояла перед страной в середине 80-х годов проблема научно-технических преобразований и инновационного прорыва в экономике, так и стоит сегодня, "на новом историческом витке".
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений