$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

ЭКСПРЕСС ПРИХОДИТ В БЕЛАРУСЬ

02.08.2011

Третья в мире по величине платежная система, созданная финансовой компанией American Express, пришла на белорусский рынок через партнерство с БПС-банком, получившим эксклюзивные права на эквайринг. Провайдером процессинговых услуг выбрано ОАО «Банковский процессинговый центр». К настоящему времени сформирован первый пул заявок от 4 тысяч предприятий торговли и сервиса, которые будут подключены к эквайрингу карт American Express. Первые полторы тысячи терминалов БПС-банк планирует подключить до конца текущего года.

По оценке председателя правления БПС-банка Василия Матюшевского, проект с American Express обещает высокую эффективность. Чтобы войти в него, банку пришлось выиграть непростой конкурс и заплатить немалые деньги за лицензию. Первый этап предполагает предоставление нерезидентам — держателям карт American Express широкого спектра сервиса в сфере туризма, индустрии развлечений, в гостиницах, служб аренды автомобилей — везде, где присутствуют интуристы. Покупки, сделанные в Беларуси держателями карт, позволят им получать те же выгоды от программ лояльности, что и во всем мире. Оборот по картам American Express в Беларуси ожидается существенный — достаточный, чтобы покрыть издержки банка и сделать безлимитным трафик движения средств.

«Мы заинтересованы в том, чтобы сервис, доступный иностранным держателям карт American Express, в перспективе стал доступен и для состоятельных белорусских клиентов. К сожалению, пока мы не будем эмитировать карты American Express», — пояснил В.Матюшевский.

Американская финановая компания уверена в высоком потенциале белоруского рынка пластиковых карт и ожидает в среднесрочной перспективе расширения сети предприятий, принимающих карты American Express. В более отдаленном будущем возможно обсуждение создания и эмиссионного центра. К тому времени БПС-банк рассчитывает занять 85% отечественного рынка эквайринга через систему American Express. Сейчас БПС-банк занимает второе место в стране по объему эмиссии пластиковых карт, его рыночная доля — 16%. Помимо зарплатных проектов банк намерен развивать сервис «тяжелых» карт для узкодоходных сегментов, для которых сотрудничество с American Express еще более важно.

Первым белорусским предприятием, в котором прошло тестирование возможностей новой платежной системы, стало РУП «НАК «Белавиа». «Полагаем, этот проект будет востребован в стране», — заявил гендиректор авиакомпании Анатолий Гусаров. При этом он рассказал, что в момент тестирования случился казус: произошла незапланированная реализация билета по карте American Express.

ОАО «Банковский процессинговый центр» уже приступил к установке оборудования, обучению персонала сервисных предприятий, готовящихся принимать карты American Express. Генеральный директор центра Геннадий Зубарев считает, что участие в проекте принесло его компании ценный опыт — интеграции платежных систем, изучения рынка, использования различных инструментов для достижения поставленной цели, в т.ч. правил для предотвращения мошеннических операций. «Наша компания обслуживает более 25 тыс. торговых точек. Сотрудничество в рамках начатого проекта будет строиться на договорных отношениях. БПС-банк заключает с предриятием договор, все остальное делаем мы — обеспечиваем держателей карт American Express, эмитированных западными банками, обслуживанием в торговой сети».

Оксана КУЗНЕЦОВА

Справка «ЭГ»

American Expressамериканская диверсифицированная корпорация, оперирующая на рынках международного делового и частного туризма, финансовых услуг и электронной коммерции. Оказывает услуги физическим и юридическим лицам. Одна из первых компаний, создавших платежную систему на основе пластиковых карточек; первая в мире компания — эмитент дорожных чеков.

Прототипом карточки AmEx — как и любой другой кредитной карточки — были дорожные чеки, изобретенные компанией в 1891 г. Со временем они стали чрезвычайно популярны среди американских туристов, а затем и в других странах.

В 1946 г. компания внедрила новую услугу для клиентов: открыв депозитный счет, они могли бы получить специальную карточку и оплачивать ею свои расходы в пределах имеющейся на депозите суммы, не прибегая к живым деньгам (т.е. предлагалась дебитная карточка). Ее массовому внедрению предшествовала долгая подготовка и маркетинговая кампания. К 1.10.1958 г., когда публике была официально представлена карточка American Express, о готовности принимать ее к оплате заявили более 17 500 предприятий сферы услуг в Америке и Европе.

После того как в 1966 г. American Express стала выпускать корпоративные кредитные карточки, армия ее клиентов увеличилась на порядок. К середине 90-х при помощи 38 млн. карточек American Express по всему миру ежегодно оплачивалось услуг и товаров на сумму около 162 млрд. USD; дорожных чеков продавалось на 26 млрд. В сумме это было эквивалентно 3% американского ВНП. Сегодня American Express выпускает различные карточки по разным программам для проведения расчетов во всем мире.