Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №24(2718) от 29.03.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2498
EUR:
3.5019
RUB:
3.5223
Золото:
229.1
Серебро:
2.56
Платина:
93.62
Палладий:
101.66
Назад
Страхование
26.08.2005 9 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Экспортные кредиты: И ПОМОЩЬ, И ЗАЩИТА

"Если вы решили всерьез заняться бизнесом, то вам нужно нечто большее, чем хорошая интуиция и везение"...

"Если вы решили всерьез заняться бизнесом, то вам нужно нечто большее, чем хорошая интуиция и везение". Этот рекламный слоган одного из экспортных кредитных агентств как нельзя лучше иллюстрирует важность такого механизма минимизации рисков во внешней торговле, как страхование экспортных кредитов. Современная экономическая и политическая нестабильность в мире ставит под сомнение возможность выполнения своих обязательств сторонами, заключившими внешнеторговый договор, а страхование позволяет переложить на страховщика по крайней мере часть рисков, с которыми сталкиваются экспортеры на внешних рынках.

Одна группа этих рисков непосредственно связана с финансово-экономическим состоянием иностранных контрагентов: вероятностью их временной неплатежеспособности или банкротства, другая - с неблагоприятным изменением политической и макроэкономической ситуации в стране покупателя.

К примеру, покупатели из европейских стран нередко нарушают согласованные сроки платежей, задерживая их, по данным немецкого кредитного бюро "Кредитреформ", в среднем на 15-29 дней (в основном из-за неплатежей своих клиентов и недостаточности собственного капитала). Как следствие, ежегодно только в странах Западной Европы становятся банкротами около 20 тыс. фирм.

Изменить течение подобных событий экспортер не в силах. Игнорировать же коммерческие и политические риски он может только при торговле на условиях 100% предоплаты, но это не всегда достижимо, особенно при выходе на новые рынки, когда основные конкуренты, используя страховое покрытие, работают на этих рынках на условиях отсрочки платежа.

Большое практическое значение страхование экспортных кредитов приобрело еще в конце ХIХ века. А после первой мировой войны многие европейские страны начали расценивать его не только как инструмент защиты от рисков, но и как средство стимулирования экспорта через предоставление национальным экспортерам государственной гарантии платежеспособности их клиентов - зарубежных импортеров. Реализуется такая политика через создание государственных институтов по страхованию экспортных кредитов, являющихся дочерними компаниями правительств данных государств, - экспортных кредитных агентств, которые объединены в Международный союз страховщиков кредитов и инвестиций "Бернский союз". В его членах - 52 организации из 43 стран мира. В период с 1982 по 2003 гг. по всему миру они обеспечили поддержку и покрытие экспортных операций на сумму 8452 млрд. USD (в т.ч. с 2000 по 2003 гг. - на 470 млрд. USD). Поэтому механизм страхования экспортных кредитов, вернее искусственное снижение его стоимости - страховых тарифов, государства начали использовать во внешней торговле как конкурентное преимущество. В связи с этим международному сообществу потребовалось не только регламентировать и унифицировать на межгосударственном уровне механизмы использования инструментов поддержки экспортеров, но и определить сами эти инструменты как допустимые.

Например, в последнее время постепенно сокращается значение прямых экспортных субсидий. В частности, ВТО запрещает прямое субсидирование экспорта, дифференцированно относится к различным косвенным формам субсидирования. Таким образом, необходимость выполнять требования ВТО ведет к использованию для прямого экономического стимулирования экспорта только страхование экспортных кредитов с поддержкой государства.

Актуальность и необходимость наличия в Беларуси целостной системы прямого экономического стимулирования экспорта через экспортное кредитование и страхование экспортных кредитов отмечена в ряде программных документов, в т.ч. в концепции Национальной программы развития экспорта на 2006-2010 гг.

Во-первых, система страхования экспортных кредитов с поддержкой государства призвана избавить предприятия от несвойственных им функций кредитного менеджмента и взыскания долгов при наступлении страховых случаев. (По данным Минстата, задолженность иностранных предприятий перед белорусскими на 1.01.2005 г. составила 1 577 598 млн. руб., в т.ч. просроченная - 250 735 млн. руб.)

Во-вторых, отечественным предприятиям необходимо создать условия для внешней торговли никак не хуже тех, что имеют иностранные конкуренты. Агрессивная экспортная политика зарубежных производителей, которые, используя кредитные и страховые инструменты, предлагаемые их правительствами, предоставляют покупателям отсрочку платежа на год и более, отрицательно сказывается на позициях наших экспортеров не только на новых, но и на завоеванных рынках.

В-третьих, система стимулирования экспорта с поддержкой государства - это своего рода "локомотив". В ходе его "движения" устанавливаются общие принципы, правила и традиции, которым должны следовать частные компании со своими страховыми и кредитными инструментами. Участие государства через уполномоченную компанию в экспортном и инвестиционном страховании определяется наличием специфических рисков, которые, согласно мировой практике, не страхуют коммерческие страховщики. К ним относятся негативные политические и коммерческие события, которые могут произойти в стране импортера при осуществлении поставок с достаточно длительными сроками расчетов. Частные страховые компании ограничиваются, как правило, страхованием экспортных контрактов со сроками расчетов не более 3-6 месяцев.

В Беларуси система страхования экспортных кредитов с поддержкой государства начала формироваться в 2001 г. с принятием соответствующих нормативных документов. Тогда же компания "Белэксимгарант" была уполномочена проводить данный вид страхования с поддержкой государства.

Механизм страхования экспортных кредитов основывается на ежегодном выделении в республиканском бюджете резервного фонда, предназначенного для выплаты страховых возмещений в случае недостатка собственных активов страховщика. В 2002 г. размер его составил 1,8млрд. руб., в 2005 г. он увеличен до 22млрд. руб. Кроме того, в законодательстве дано определение объекта страхования, указан перечень покрываемых рисков (пока только коммерческие - неплатежеспособность и банкротство контрагента), категория кредитного лимита, процент собственного участия страхователя в покрытии возможных убытков.

Однако развитие страхования экспортных кредитов серьезно сдерживает как минимум два фактора: с точки зрения страховщика - ограниченные возможности в рамках законодательства, с точки зрения страхователей - необходимость уплаты страховых взносов за счет прибыли. Очевидно, что сохранение подобной практики будет отрицательно сказываться на уровне страховой защиты отечественных экспортеров, а в конечном счете, если учесть величину политических и коммерческих рисков в международной торговле, может привести к снижению их финансовой устойчивости и платежеспособности.

Для дальнейшего развития системы страхования экспортных кредитов очень важно как совершенствование законодательной базы (в т. ч. по части отнесения на себестоимость страховых взносов), так и создание необходимой инфраструктуры, в частности, компаний по предоставлению информации о деловой репутации предприятий, а также выработка направлений участия государства в данной системе через механизмы государственных гарантий по страховым полисам и компенсации банкам снижения процентных ставок, что, безусловно, будет содействовать дальнейшему развитию экспорта.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений