$

2.1226 руб.

2.4814 руб.

Р (100)

3.1356 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Резонанс

Экспорт креативных идей

31.07.2009

Традиционный форум специалистов в области рекламы, PR и маркетинга «Креативный марафон» впервые пройдет в условиях падения рынка. По предварительным оценкам, он сократится более чем на 30% — со 116 млн. USD в 2008 г. до примерно 86 млн. USD в текущем.

Однако лидеров рынка беспокоят не столько временные финансовые трудности, сколько связанный с ними риск «утечки мозгов».

Многие белорусские профессионалы получают выгодные предложения о трудоустройстве из стран ближнего и дальнего зарубежья. Восполнить потери кадрового потенциала будет крайне сложно. «Консолидация профессионального сообщества актуальна на всех уровнях, — отметил на недавней пресс-конференции директор по развитию агентства «АРС Коммюникейшнз» Роман Костицын. — В том числе мы подчеркиваем важность государственной составляющей. Поддержку марафону оказывает Министерство торговли, которое регулирует рекламную отрасль и заинтересовано в налаживании активного диалога с ее представителями. Важно, чтобы пришло и четкое понимание того, насколько перспективна отрасль в отношении экспорта услуг, создания новых привлекательных рабочих мест для молодых специалистов и противодействия их отъезду за рубеж».

Объем экспорта рекламных услуг пока трудно выразить в конкретных цифрах, хотя в перспективе этот показатель имеет явную тенденцию к росту. К примеру, председатель правления «SMG Крынь» Александр Шевелевич является едва ли не единственным в СНГ обладателем престижной международной награды «Каннские львы». Но этот приз был получен за работу, выполненную для российского предприятия «Сибирский берег». Зарубежные заказы приходят в Беларусь постоянно, но они пока явно не могут компенсировать значительного сокращения внутреннего спроса.

Различные эксперты рисуют сразу несколько вероятных сценариев развития ситуации, причем их оценки очень сильно разнятся — иногда полярно, что невольно вызывает обоснованные сомнения в их достоверности. По данным компании ZenithOptimedia (ZO), затраты на рекламу в печатных СМИ в 2009 г. снизятся на 30% (с 18 млн. USD до 12,6 млн. USD). В то же время медиагруппа «БЕЛПРОНТО» называет совершенно другие цифры — минус 40% (с 47,4 млн. USD до 27,8 млн. USD). Руководитель интернет-ресурса Marketing.by Сергей Скороход объясняет такую разбежку в прогнозах разницей применяемых методик исследования. Действительно, независимым аналитикам крайне сложно оценить размер скидок, предоставляемых изданиями своим рекламодателям, объем «серых» сделок и т. п. До сих пор нет единого мнения о том, какие отношения к рекламному бизнесу имеет публикация частных объявлений.

Но есть и вполне бесспорные факторы, влияющие на состояние дел в газетно-журнальном секторе: государственная монополия на печать и распространение, активная экспансия российской прессы, которая с точки зрения читателей остается более качественной.

В этом плане весьма показательно сравнение с рынком наружной рекламы, обороты которого в минувшем году достигли 13,8 млн. USD, а удельный вес в отрасли — 12%. «Наружка» неожиданно для многих наблюдателей составила мощную конкуренции сотням республиканских и региональных бумажных СМИ, которые совместными усилиями удерживают за собой не более 16%. Очевидно это соотношение вполне отражает степень доверия потенциальных потребителей к работе журналистского корпуса республики…

По информации мониторинговой компании «Медиатактика», объем коммерческой рекламы на открытых несущих конструкциях упал на 15-20% к соответствующему периоду 2008 г. (прогноз ZO — минус 35% по итогам года).

Гораздо более оптимистично выглядят перспективы интернет-рекламы. Руководство TUT.BY считает, что финансовое наполнение Байнета даже вырастет в 2009 г. на 40%. В пользу этого говорит рост числа пользователей и удешевление доступа в сеть, реализация проектов по мониторингу количества и состава аудитории, развитие социальных сетей и т. д. Впрочем, эксперты ZO не согласны и с этим заявлением, по их расчетам выходит падение на 9,5% по итогам года. Хотя в условиях обвала во всех соседних секторах даже такой прогноз отнюдь не вызывает тревоги за судьбу отечественных интернет-проектов. Кстати, в 2008 г. их рекламный бюджет (6,3 млн. USD) впервые превысил сборы популярных FM-станций (6 млн. USD).

Сохранится устойчивый интерес рекламодателей и к телевидению — его удельный вес стабильно остается самым высоким — около 62% (порядка 54 USD в 2009 г. по прогнозу ZO). И это при том, что данный сегмент по-прежнему недооценен по объему рекламных затрат на единицу реализованной продукции.

Возможно, участники «Креативного марафона», намеченного на конец августа, смогут выработать эффективное решение проблем, стоящих перед рекламной отраслью в период кризиса. В любом случае, по словам С.Скорохода, устаревшие стандартные подходы уже никогда не будут работать: «Сегодня нужно быть очень креативным, чтобы с бюджетом в три раза меньше, чем в прошлом году, получить тот же результат в позиционировании бренда и выстраивании стратегии, в понимании потребителя, определении каналов и способов коммуникации с ним».

Владислав ПЛАТУН