$

2.2378 руб.

2.4334 руб.

Р (100)

3.4137 руб.

Ставка рефинансирования

8.75%

Проблемы и решения

Экспертиза эффективности это то, что создает репутацию И СУБЪЕКТАМ, И ГОСУДАРСТВАМ

24.05.2002
Эффективный менеджмент составляет 61% успеха экономики предприятия и государства. Другие факторы, такие как капитал и ресурсы, обеспечивают (по отдельности) успех бизнесу не больше чем на 20%, -- подсчитали как-то специалисты "Большой пятерки". И сегодня никто не оспаривает, что лидерство компании в отрасли и на рынках определяет именно эффективное управление, а не размеры ее активов.

ИСТОРИЧЕСКИ, в условиях стабильных и устойчивых рынков для управляющих важными были основы менеджмента, заключенные в методологических рекомендациях и справочных пособиях. Но экономические кризисы и ускорение технологического прогресса довольно быстро выявили спрос на услуги, помогающие владельцам бизнесов и менеджерам в приобретении нового опыта управления производством, ресурсами, маркетингом, персоналом. Опыта, в котором более важным признается искусство предвидения и прогнозирования, способность немедленного реагирования на ситуацию и мастерство организации деятельности предприятия.

Поставщиками таких услуг стали специалисты, прекрасно образованные в области экономики, финансов, управления предприятием, -- консультанты, квалификация которых позволяет преодолевать проблемы развития бизнеса, неразрешимые силами штатного персонала; в частности находить решение задач стратегического планирования, финансвого управления, оказывать комплексные услуги по диагностике бизнес-процессов и давать предложения по их оптимизации, участвовать во внедрении новых моделей управления.

Конечным результатом деятельности консультантов является не только решение отдельных проблем управления, но и повышение эффективной деятельности предприятия в целом, увеличение производительности труда, а в некоторых случаях -- создание конкурентных преимуществ и вывод предприятия на новый уровень.

Классическое определение профессиональной деятельности консультантов дала Европейская Федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению (ФЕАКО):

"Менеджмент-консалтинг заключается в предоставлении независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендацию соответствующих мер и помощь в их реализации". Европейский справочник -- указатель по управлению содержит более ста позиций в перечне видов консалтинговых услуг. Отступая от теории, специалисты в области управления замечают, что в общем-то любая помощь клиентам в решении проблем, возникающих в ходе их деятельности, может называться консалтингом и, поскольку круг подобных проблем очень широк, деятельность консультантов с трудом поддается классификации.

В СОСЕДНИХ государствах на протяжении последних лет активный спрос позволил структурно оформиться рынку консалтинговых услуг, который сегодня переживает бум. Как засвидетельствовала российская статистика, объем выручки компаний, работающих на рынке аудиторско-консалтинговых услуг, выросла за прошлый год на 65%, при этом консалтингу принадлежит 52% общего объема аудиторско-консалтинговых услуг. Наиболее востребованы россиянами налоговый и юридический консалтинг, оценочные услуги.

Рынок консалтинговых услуг наших соседей отозвался ростом в ответ на реформирование системы общественного производства и структурные преобразования в отраслях. В частности, на разукрупнение предприятий и слияния, образование стратегических альянсов для совместного использования ресурсов, повышения гибкости предприятий, сокращение издержек.

В Бразилии государство финансировало работы консультантов по управлению, которые по поручению правительства обеспечивали профессиональную поддержку процессов реформирования предприятий. По итогам, большинство предприятий, прошедших реструктуризацию, восстановили платежеспособность и увеличили свою стоимость за 15--20 месяцев. Значительная доля депрессивных предприятий в экономике государств -- одна из причин низкой активности инвесторов, которым трудно находить эффективно функционирующий бизнес. Как правило, среди потенциальных инвесторов мало желающих выполнять черновую работу по превращению предприятий из источника проблем в источник доходов, но это закономерно повышает спрос на услуги внешних консультантов.

В силу неразвитости рынка и специфики белорусской деловой среды только часть известного спектра консалтинговых услуг востребуется и может быть востребована субъектами бизнеса в нашей стране. В Беларуси низкий спрос на консалтинговый продукт обусловлен не только медленным реформированием экономики и предприятий, но и недостатком информации о возможностях консалтинга. Между тем оснований к тому, чтобы внешнее консультирование стало более востребованным, достаточно.

Например, -- подсказывают экономисты -- пока в нашей стране не сформированы равновесные финансовый и товарный рынки, предпринимателям трудно прогнозировать развитие бизнеса;

нововведения в управлении и организации бизнеса требуются предприятиям не для закрепления позиций на рынках, а для выживания (!) в условиях враждебного отношения государства к предпринимательстыву, налоговой войны, незащищенности прав частной собственности. Источники бед, заключенные, по мнению руководителей предприятий, во внешней среде, специалистам в области управления видятся иначе, соответственно они предлагают нестандартные подходы к их решению. Если предприятие, для того чтобы выжить, готово к изменениям, к реформированию структуры, то для достижения экономической эффективности ему нет нужды выпрашивать госдотации и льготные кредиты. Важнее преодолеть проблемы перехода от управления заводами к управлению бизнесом, перейти к рыночным методам формирования производственных программ, распределению ресурсов, к новой структуре управления с использованием новых приоритетов, методов управления. Такой переход сопряжен с трудностями, справиться с которыми эффективно позволяет специальное консалтинговое сопровождение.

В результате субъект реализует свой проект реформирования с участием аналитиков (диагностов) состояния предприятия, специалистов со знанием последних достижений управленческой практики, способных проектировать системы управления, отвечающие по сложности структурам бизнеса, разрабатывать бизнес-процессы и современные программные продукты, осуществлять их постановку.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ в практике управленческих информационных технологий, "вшитых" в программное обеспечение, значительно повышает качество управления, отмечают специалисты, но, к сожалению, это "разграничивает науку и искусство управления". Поэтому, прежде чем передоверить решение бизнес-проблемы компьютеру, руководителям не следует пренебрегать некоторыми правилами, предшествующими принятию решения. Так, столкнувшись с проблемой (например, расшивкой "узких" мест предприятия) или ощущая потребность повысить эффективность бизнеса, не следует торопиться найти решения немедленно. Для начала лучше пытаться оценить проблему со стороны, в общей системе бизнеса, с учетом динамики внешней среды и понять причины затруднений и возможные последствия непринятия решения.

После того, как формулировка бизнес-проблемы удалась, имеет смысл искать совета у внешних специалистов относительно правильности своего понимания проблемы и ситуации. На этой стадии привлечение высококвалифицированных экспертов для анализа ситуации или проблемы может иметь высокую эффективность, поскольку можно избежать неприятных последствий и сэкономить значительные ресурсы при небольших затратах. Общаясь с консультантом, не стоит скрывать личностного понимания возможных последствий проблемы.

Второе. Прежде чем искать способы решения проблемы, полезно также уточнить свою цель. Ее формулировка нужна не только для выбора средств решения. Это важно для ведения согласованных действий с персоналом и для правильной ориентации консультантов при проектировании вариантов решения и оценке их последствий.

Третье, выбирая консультанта для решения задачи, лучше выбирать не фирму, а специалиста. При этом цена играет второстепенную роль. Даже в малом бизнесе потери либо дополнительные доходы при неудаче или успехе в решении проблемы могут в несколько раз превысить затраты на оплату консультантов. В крупном же бизнесе относительная эффективность вложений во внешнее консультирование всегда (даже при неочевидности полученного результата) значительно превышает эффективность любых других инвестиций.

Как показывает практика, белорусские менеджеры редко привлекают внешних консультантов для помощи в оценке возможностей предприятия и разработке способов их реализации. Оказывается, совершенно напрасно, т.к. в этих случаях они могут быть не менее полезны, чем при решении проблем. Впрочем, если консультанты действительно профессионалы, они умеют трансформировать проблемы в возможности. Это, наверно, главное их отличие.

Открыто, в печати практически не встречается информация о том, что та или иная организация пригласила внешних консультантов для проведения изменений. Это может быть истолковано западными инвесторами как свидетельство проблем или некомпетентности высшего управленческого звена предприятия. На самом деле процесс развития любой организации представляет собой непрерывный цикл проблем и осуществления изменений, где под проблемой понимается несоответствие фактического состояния управляемого предприятия желаемому или запланированному.

Чтобы преодолеть предубеждения, затрудняющие обращение к консалтинговой помощи, стоит подумать, что в бизнесе, как и в медицине, самолечение, может быть опасно.

Кроме того, приглашение консультанта -- вовсе не свидетельство слабости руководителя. Часто директор не может поделиться идеей о реорганизации (спросить совета) с кем-либо из сотрудников, поскольку те будут судить о проекте с точки зрения подчиненного, кроме того, просить помощи внутри по различным причинам бывает невозможно. Преимущества, которые дает общение с консультантом в том, что директор, как правило, судит о состоянии предприятия исходя из собственного опыта, а консультант знаком с опытом десятков других организаций. Совместное с консультантами переосмысление бизнес-проблем или возможностей предприятия называют также диагностикой состояния предприятия, которая включает ситуационный и организационно-управленческий анализ, анализ финансового состояния, анализ затрат, оценку маркетинговой практики предприятия. Результатом диагностики становится выработка рекомендаций по дальнейшему развитию бизнеса -- стратегии предприятия, а также -- совершенствование оргструктуры в соответствии с задачами бизнеса. Следующий этап -- приведение управленческих механизмов компании в соответствии с поставленными бизнес-задачами. Привлечение консультантов на этапе проведения изменений и закрепления результатов также целесообразно. Конечный результат проекта в определенной мере может определять и стоимость консалтингового сопровождения.

В УСЛОВИЯХ интеграции национальной экономики в мировую вопросы, связанные с обслуживанием бизнеса, приобретают особое значение для руководителей предприятий. Ведь они сталкиваются с преобразованием форм собственности, иностранным инвестированием, слиянием национального и иностранного капиталов, изменением структуры отраслей и экономики в целом в пропорциях, принятых во всем мире. Только после этого может начаться движение к современному уровню эффективности экономики, что и является главной целью задуманных преобразований.

Автор публикации: Оксана КУЗНЕЦОВА


Макроэкономика: список рубрик
Важно
Мы в соцсетях
Архивы «ЭГ»
Опросы