$

2.0788 руб.

2.4500 руб.

Р (100)

3.1389 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

213.67 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

ИТ-технологии

ЭКСПЕРТИЗА ДЛЯ ИКТ©

13.01.2015

Госзакупки в сферах информатизации, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и телекоммуникаций будут осуществляться с использованием государственной научно-технической экспертизы. Это предусмотрено Указом Президента от 22.12.2014 № 612 (далее — Указ № 612).

На данные госзакупки по-прежнему распространяется порядок, установленный Законом от 13.07.2012 № 419-З «О государственных закупках товаров (работ, услуг)». Но теперь согласно Указу № 612 вводится ряд особенностей.

Основанием для проведения госзакупок являются государственные, отраслевые и региональные программы информатизации и разработанные по их мероприятиям технические задания. Последним придается особое значение: они должны проходить государственную научно-техническую экспертизу, положительные заключения по результатам которой дают право на осуществление госзакупок. В связи с этим установлены требования к содержанию технических заданий.

Помимо наименования мероприятий, целей, ожидаемых результатов и показателей эффективности их реализации, экономического и (или) социального эффекта, разработчикам следует указать основные этапы реализации с приведением перечня товаров (работ, услуг), закупаемых в рамках мероприятий программ информатизации, в т.ч. связанных с проведением исследований и разработок, а также с указанием объема финансирования их закупок. При этом для создаваемых и приобретаемых программного обеспечения, технических средств и (или) комплексов программно-технических средств должны указываться требуемые функциональные, технические, технологические и другие характеристики, а также сведения о предполагаемых владельце, операторе, пользователях программно-технических средств, информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей.

В технических заданиях должна быть представлена информация о потребностях в финансовых ресурсах, необходимых для реализации мероприятий программ информатизации, выполнения работ (оказания услуг) по технической поддержке и сопровождению программно-технических средств, информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей, а также источники финансирования. Разработчикам следует указать требования к квалификации и опыту работы лиц, привлекаемых для выполнения работ (оказания услуг), требования к уровню необходимой производственной, научной, конструкторско-технологической базы.

Заказчиками мероприятий программ информатизации выступают республиканские и местные органы госуправления, госорганизации, в т.ч. учреждения образования, здравоохранения, культуры, а также хозяйственные общества, в которых государство имеет решающее мнение по вопросам информатизации. Для подготовки техзаданий они вправе привлекать на договорной основе научные, проектные и конструкторские организации вне зависимости от подчиненности и формы собственности, а также ученых и специалистов, в т.ч. зарубежных.

Утвержденные заказчиками технические задания направляются через Минсвязи и информатизации в ГКНТ для проведения государственной научно-технической экспертизы. Заключения по ее результатам должны содержать однозначный вывод о целесообразности расходов на госзакупки.

В соответствии с Указом № 612 такой порядок будет действовать лишь в 2015 г. Также до 1.01.2016 г. госзакупки в указанных сферах будут осуществляться с применением следующих процедур: открытого и закрытого конкурсов, запроса ценовых предложений и закупки из одного источника. При этом закупки с использованием процедуры запроса ценовых предложений должны проводиться при пороговом значении ориентировочной стоимости товаров (работ, услуг), установленном Совмином, за исключением закупок научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию программного обеспечения, технических средств и (или) комплексов программно-технических средств. При проведении конкурсов конкурсные документы подлежат согласованию с Минсвязи, департамент информатизации которого утвержден единым организатором процедур госзакупок. Ему также поручено вести их реестр и осуществлять мониторинг итогов.

Документом утверждены дополнительные критерии для оценок предложений участников, по которым будут определяться победители процедур. В их числе — наличие подтвержденного положительного опыта в сфере разработки и внедрения информационных ресурсов, информационных систем и информационных сетей, объем прав на создаваемые объекты интеллектуальной собственности, предоставляемых заказчикам мероприятий программ информатизации, выполнение не менее 85% объема работ (услуг) без привлечения субподрядчиков (соисполнителей).

Указом № 612 установлены также существенные условия договоров, заключаемых для реализации мероприятий программ информатизации. Они должны включать, в частности, определение обладателя (обладателей) имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, условия о передаче исходного текста компьютерной программы заказчикам, обязательства исполнителей по обеспечению технической поддержки, сопровождения информационных ресурсов, систем и сетей.

Введение научно-технической госэкспертизы и других особенностей для осуществления госзакупок в сферах информатизации, ИКТ и телекоммуникаций обусловлено их высокой технологичностью, требующей для квалифицированной оценки качества приобретаемых товаров (работ, услуг) специальных и глубоких знаний в указанных областях. Эти товары (работы, услуги), в свою очередь, необходимы для создания инфраструктуры информационного общества — одного из национальных приоритетов Беларуси.

В частности, в текущем году завершается действие Национальной программы ускоренного развития услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2011–2015 годы, утв. постановлением Совмина от 28.03.2011 № 384, включающей 9 подпрограмм, среди которых «Национальная информационно-коммуникационная инфраструктура», «Электронное правительство», «Электронное здравоохранение», «Формирование национального контента», «Электронная таможня», «Безопасность ИКТ и цифровое доверие», «Развитие экспортно ориентированной ИТ-индустрии». Реализация мероприятий в их рамках предусматривает госзакупки средств вычислительной техники, сетевого оборудования, программного обеспечения, средств защиты информации, технических средств телекоммуникаций, иного оборудования, необходимого для создания инфраструктуры оказания электронных услуг населению и бизнесу, общегосударственных, отраслевых и региональных автоматизированных информационных систем, развития инфраструктуры сети передачи данных. В этих условиях важное значение приобретает координация госзакупок, определение единообразного подхода к их проведению в целях обеспечения интеграции ИКТ, совместимости информационных систем, используемых в различных государственных органах и организациях.

Активность Беларуси в данной области не остается не замеченной на глобальном уровне, в частности, Международным союзом электросвязи (МСЭ). Как следует из его отчета «Измерение информационного общества», опубликованного в IV квартале 2014 г., наша страна занимает 38-е место в рейтинге из 166 государств по индексу развития ИКТ и поднялась на 3 позиции вверх по сравнению с предыдущим годом. Нынешний уровень Беларуси по развитию информационного общества пока еще не позволяет ей конкурировать с мировыми лидерами — Данией, Южной Кореей, Швецией, Исландией. Но в регионе СНГ она уже опередила всех конкурентов, в т.ч. Россию (42-е место) и Казахстан (53-е). Экспертами МСЭ Беларусь отмечается как одна из 9 экономик мира с наибольшими изменениями по показателям доступа ИКТ, отражающим технический уровень развития современной инфраструктуры в стране.

Михал СТЕЛЬМАК