$

2.1431 руб.

2.4151 руб.

Р (100)

3.1746 руб.

Ставка рефинансирования

10.00%

Инфляция

0.10%

Базовая величина

24.50 руб.

Бюджет прожиточного минимума

214.21 руб.

Тарифная ставка первого разряда

35.50 руб.

Торговля

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ СЕЛЬХОЗТЕХНИКЕ ГАРАНТИРОВАЛИ СБЫТ

28.01.2011

В Беларуси облегчена реализация опытных образцов машин и оборудования для сельского хозяйства. Соответствующее решение закреплено постановлением Совмина от 13.01.2011 № 35.

Внесенное им дополнение в постановление Совмина от 20.12.2008 № 1987 «О некоторых вопросах осуществления государственных закупок в Республике Беларусь» предусматривает, что заказчик, организатор, уполномоченная организация вправе в пределах средств, выделенных из республиканского и местных бюджетов, включая государственные целевые бюджетные фонды, государственных внебюджетных и инновационных фондов, осуществлять закупку до 6 единиц первых опытных партий (образцов из установочных серий) сельскохозяйственных машин и оборудования отечественного производства с применением процедуры закупки из одного источника. Это решение распространяется на опытные партии, созданные в рамках государственных научно-технических программ (ГНТП) и в установленном законодательством порядке рекомендованные к постановке на производство.

Дело в том, что со сбытом такой техники у производителей возникают проблемы. Во-первых, из-за повышенной цены, т.к. изготовление опытных образцов обычно обходится дороже серийных. Во-вторых, покупатели, как правило, не горят желанием приобрести не проверенную на практике технику. Впрочем, это явление типичное для мировой практики.

Часто опасения потребителей оправданны. При производстве опытных партий действительно выплывают конструкторские и технологические недостатки и изъяны, которые устраняются на более поздних этапах. Но у обладателя экспериментальной новинки возникают дополнительные эксплуатационные затраты на техобслуживание и ремонт сложной и дорогостоящей техники.

Неудивительно, что отношение к опытным партиям негативное. Многие частные корпорации за рубежом и не пытаются продавать опытные образцы, пуская их в металлолом, чтобы не бросать тень на свою репутацию. Кстати, ведущие мировые автопроизводители порой даже отзывают серийную продукцию, если подозревают в ней брак. Скажем, Honda только в 2010 г. несколько раз объявляла об отзыве с рынка сотен тысяч новых автомобилей для устранения неполадок, связанных с безопасностью эксплуатации. Ведь дурная слава оборачивается в будущем миллиардными убытками.

Белорусское машиностроение, в т.ч. сельскохозяйственное, практически сплошь государственное, на такие шаги идти не готово. Руководители наших госпредприятий вряд ли рискнут списать в убыток средства, затраченные на экспериментальную продукцию. Поэтому правительство поддержало инициативу разработчиков и производственников, внеся коррективы в законодательство о госзакупках.

Поправка в постановление № 1987 улучшает условия для реализации белорусскими заводами экспериментальной сельхозтехники, прокомментировал «ЭГ» нововведение генеральный директор РУП «Научно-практический центр НАН Беларуси по механизации сельского хозяйства» Владимир Самосюк. НПЦ является ведущим в стране разработчиком системы машин для комплексной механизации технологических процессов в АПК. Специалисты центра в течение прошлой пятилетки в рамках таких ГНТП, как «Машиностроение», «Агропромкомплекс — возрождение и развитие села», «Белсельхозмеханизация» создавали различную агротехнику. В числе последних разработок — транспортировщик-загрузчик минеральных удобрений, машина химизации самоходная, различные почвообрабатывающие агрегаты для посева зерновых, картофеля, других сельскохозяйственных культур, техника для животноводства.

По словам В.Самосюка, центр за год выполняет в среднем 10–15 заданий по освоению новых машин и оборудования. Разработки «экзаменует» Государственная приемочная комиссия, которая выносит заключения о готовности к серийному производству. Документация поступает на заводы сельхозмашиностроения. У них-то и возникают трудности с реализацией экспериментальных образцов, которые дороже серийных на 15–20%.

Включение подобных машин в перечень продукции, на которую распространяется применение процедуры закупки из одного источника, фактически обеспечивает им гарантированный сбыт. Неспроста в постановлении № 35 говорится о шести опытных образцах — как раз по одному на область. По мнению В.Самосюка, гарантированная продажа позволит заводам сельхозмашиностроения подойти к серийному производству более подготовленными, снизить экономический риск освоения инновационной продукции. «Создаются условия, чтобы документация по новой технике не залеживалась на полках», — подчеркнул он.

Интересы потребителей такой техники должно защитить дополнение, внесенное в постановление Совмина от 31.08.2006 № 1102 «О совершенствовании организации проведения работ по обеспечению повышения качества и конкурентоспособности продукции и услуг». В соответствии с ним разработчик, производитель, продавец (поставщик) первых опытных партий сельхозмашин и оборудования (образцов из установочных серий) отечественного производства, созданных в рамках ГНТП, обязаны обеспечить их научно-техническое сопровождение и подконтрольную эксплуатацию в сельхозорганизациях в течение 5 лет. На такой же период устанавливается гарантийный срок их эксплуатации. Практика покажет, не обойдется ли такое сопровождение дороже, чем списание экспериментальных образцов в утиль.

Кроме того, постановлением № 35 определено проведение квалификационных испытаний и подготовка производства для серийного выпуска этих машин и оборудования в течение года с даты утверждения акта приемки.

Михал СТЕЛЬМАК