Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Факты, комментарии
13.06.2014 5 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Эксперимент с льготами в квадрате©

В соответствии с Указом от 6.06.2014 № 270 «О реализации программ государственного заказа на строительство жилья» предусмотрено, что в 2014—2016 гг. в порядке эксперимента при реализации программ государственного заказа на строительство квартир для граждан, имеющих право на получение льготных кредитов, стоимость строительства жилого дома и максимальный размер льготного кредита будут определяться исходя из стоимости квадратного метра общей площади жилого дома, равной прогнозному показателю номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников на месяц приемки в эксплуатацию жилого дома (с учетом нормативной продолжительности строительства), с применением коэффициента 1,2.

В соответствии с Указом от 6.06.2014 № 270 «О реализации программ государственного заказа на строительство жилья» предусмотрено, что в 2014—2016 гг. в порядке эксперимента при реализации программ государственного заказа на строительство квартир для граждан, имеющих право на получение льготных кредитов, стоимость строительства жилого дома и максимальный размер льготного кредита будут определяться исходя из стоимости квадратного метра общей площади жилого дома, равной прогнозному показателю номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников на месяц приемки в эксплуатацию жилого дома (с учетом нормативной продолжительности строительства), с применением коэффициента 1,2.

Такие меры призваны оптимизировать затраты на строительство жилья и обеспечить понятное для строителей и населения ценообразование.

Жилые дома, которые предусматривается возводить в рамках эксперимента, будут отбираться из перечня экономичных жилых домов, включенных в программы государственного заказа. При этом заказчиками строительства таких домов будут коммунальные унитарные предприятия по капитальному строительству. Перечисление кредитных средств будет осуществляться на спецсчет заказчика, открываемый для строительства каждого жилого дома.

Превышение (снижение) фактических затрат, понесенных заказчиком, по отношению к задекларированной и подлежащей оплате гражданами на основе договоров будет относиться на финансовые результаты деятельности заказчика. Сэкономленные средства (если таковые появятся) заказчик сможет направлять на финансирование строительства последующих жилых домов по госзаказу. В свою очередь, превышение (снижение) фактической стоимости подрядных работ по отношению к договорной (контрактной) цене будет оплачиваться в пределах этой цены и относиться на финансовые результаты деятельности подрядной организации. Экономия, по мнению авторов Указа, может быть достигнута за счет применения рационализаторских предложений, инновационных технологий и других мероприятий, направленных на сокращение строительного цикла.

С каждым гражданином будет заключаться договор купли-продажи по той же стоимости квадратного метра, по которой выдавался кредит заказчику. Максимальный размер льготного кредита не должен превышать 90% (для многодетных семей — 100%) стоимости приобретения нормируемых размеров общей площади жилого помещения.

При проведении эксперимента не будет учитываться единый предельный норматив стоимости квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемый Совмином, который остается для жилых домов, строящихся по-старому. Методологическое сопровождение эксперимента возложено на Минстройархитектуры. По результатам его проведения правительством в III квартале 2016 г. будут внесены предложения на рассмотрение Президента Беларуси по продолжению эксперимента и распространению его на весь объем госзаказа.

Идея фиксации стоимости квадратного метра в договорах на покупку жилья не нова. Она фигурировала еще в постановлении Совмина от 12.07.2000 № 1034 «О развитии базового государственного эксперимента по созданию системы строительных накоплений и взаимного жилищного кредитования». Правда, там источником финансирования выступали не льготные кредиты, а средства граждан, но поскольку их не хватило, все равно потребовались заимствования и бюджетная поддержка. Проблема в том, что при проведении подобных экспериментов при высокой инфляции трудно достоверно прогнозировать изменение стоимости строительства, а надежды на экономию выглядят довольно призрачно — особенно, если не жертвовать качеством.

Соотнесение стоимости 1 м2 жилья со средней зарплатой является стандартным в мировой практике. Например, исходя из этого критерия компания Evans Property Services составила рейтинг доступности покупки жилья. При этом учитывалось соответствие цены на условный средний дом или квартиру в зависимости от страны к среднему доходу семьи после уплаты всех налогов, а ранжирование проводилось в количестве лет, необходимом для приобретения собственного жилья. В результате Беларусь заняла 37-е место из 40: по оценке Evans, среднестатистическому белорусу понадобилось бы 28,1 года, чтобы обзавестись своим жильем (льготное кредитование здесь не учитывалось). На 36 месте оказалась Россия (26,1 года), на 1-м — США (2,7 года), а на втором — Доминиканская республика (3,5 года) — за счет того, что в этой латиноамериканской стране заработки почти втрое выше, чем у нас, а стоимость жилья — во столько же раз ниже.

Игорь ЛЕЩИНСКИЙ

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений
Разместить рекламу на neg.by