Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №31(2725) от 23.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2421
EUR:
3.464
RUB:
3.4968
Золото:
242.71
Серебро:
2.81
Платина:
94.33
Палладий:
103.92
Назад
Проблемы и решения
18.06.2002 7 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Эксперимент продемонстрировал: снижение налоговой нагрузки может стать источником развития

Известно, что потенциал организационно-административного ресурса, используемого на макро- и микроуровнях для стимулирования роста объема производства в промышленном комплексе республики, практически исчерпан. Предприятиям хронически не хватает оборот...
Известно, что потенциал организационно-административного ресурса, используемого на макро- и микроуровнях для стимулирования роста объема производства в промышленном комплексе республики, практически исчерпан. Предприятиям хронически не хватает оборотных средств, они не могут самостоятельно обеспечивать расширенный воспроизводственный процесс, являясь при этом мало привлекательными и для банковского кредитования.

Такое положение вынуждало принять меры, которые стимулировали бы развитие товарного производства, повышали финансовую устойчивость предприятий, но не сокращали при этом доходную часть бюджета. Решить эту задачу должен был эксперимент по стимулированию развития промышленного производства, который проводился во втором полугодии прошлого года по Указу Президента от 2001-06-13г. N 315.

Суть эксперимента сводилась к тому, что в распоряжении его участников оставался ежемесячный прирост налоговых начислений, который образовался в результате превышения установленного объема производства. Это касалось сумм прироста налога на прибыль, НДС, отчислений в республиканский фонд поддержки производителей сельхозпродукции и отчислений средств пользователями автомобильных дорог.

Участниками могли стать предприятия, имеющие положительную динамику по основным показателям финансово-экономической деятельности и перспективы интенсивного расширенного воспроизводства. Документальным подтверждением соответствия этому требованию должны были быть бизнес-план развития организации на 2002г. и положительные экспертные заключения по нему государственного отраслевого органа управления (или облисполкома, Мингорисполкома), Минфина и Минэкономики; справки от инспекции МНС и подразделения Фонда социальной защиты населения по месту регистрации организации об отсутствии задолженности по платежам в бюджет и целевые бюджетные и внебюджетные фонды.

Во втором полугодии 2001г. участие в эксперименте приняли 28 предприятий. Реальный экономический эффект получили 19 из них. Практически все участники обеспечили прирост объемов производства на уровне выше прогнозного по промышленности (105--106%), при этом они не превысили верхний уровень прогнозного индекса цен производителей промышленной продукции, установленный на 2001г. (195%). В ходе эксперимента приростом по налогу на прибыль воспользовались 5, по НДС -- 12, по отчислениям -- 13 предприятий.

Образовавшиеся средства направлялись на:

приобретение сырья, материалов, комплектующих;

освоение производства новых видов продукции;

погашение кредитов, в том числе иностранных;

капвложения производственного назначения;

реконструкцию;

модернизацию технологий;

техперевооружение, закупку основных фондов.

Таким образом, участникам эксперимента удалось обеспечить развитие своего промышленного производства за счет интенсивных факторов.

В результате предприятия смогли оставить в своем распоряжении порядка 15 млрд. руб., что положительно отразилось на их финансовом состоянии. Это дало возможность 13 из них увеличить рентабельность реализованной продукции, 12 -- улучшить показатели коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами и ликвидности и уменьшить объем общей кредиторской задолженности; 9 -- уменьшить объем задолженности по платежам в бюджет. Предприятия обеспечивали своевременные и в полном объеме бюджетные платежи. 16 из них превысили установленное соответствующим органом госуправления индивидуальное задание по росту объема производства продукции, 8 -- нарастили темпы роста экспорта по сравнению с 2000г.

Возникавшие в ходе эксперимента проблемы были связаны в основном с тем, что участвовали в нем, как правило, бюджетообразующие (на местном уровне) предприятия, которыми обеспечивается значительная доля доходной части бюджетов соответствующих административно-территориальных образований. Так, например, доля налогов, уплачиваемых ПО "БелАЗ", в консолидированном бюджете г.Жодино составляет 57,5%.

Подводя итоги эксперимента, правительство отметило его положительное влияние на экономику предприятий-участников. После этого было принято решение о проведении аналогичного эксперимента во втором -- четвертом кварталах 2002г. Основанием стал Указ Президента Республики Беларусь от 2.04.2002г. N 172 "О проведении эксперимента по стимулированию развития промышленного производства", а также постановление Совета Министров Республики Беларусь от 3.05.2002г. N 577 "Об утверждении Положения о порядке определения организациями -- участниками эксперимента по стимулированию развития промышленного производства сумм превышения налогов в соответствующий период 2002 года" (см. с.5 Информбанка этого номера "НЭГ") и постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2002-05-24г. N 672 "Об утверждении перечня организаций -- участников эксперимента по стимулированию развития промышленного производства в 2002 году".

В перечень участников эксперимента в 2002г. вошли 35 организаций Минпрома, Минсельхозпрода, Минтранса, Минстройархитектуры, концернов "Беллегпром", "Белместпром", "Беллесбумпром", "Белбиофарм", Комлесхоза и Мингорисполкома. Общий объем сумм поддержки, которые предполагается оставить в распоряжении организаций, составит 36,5 млрд. руб. Кроме того, с третьего квартала 2002г. список участников будет пополнен.

Полученные в результате эксперимента аналитические данные дают основания утверждать, что совершенствования требует наша налоговая система. Вектор необходимых изменений искать далеко не нужно -- они изложены в Основных направлениях социально-экономического развития Республики Беларусь. Необходимо сокращать количество налогов, отменяя малоэффективные сборы и отчисления во внебюджетные и целевые бюджетные фонды, объединения налогов, имеющих сходную налоговую базу, записано в упомянутом документе.
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений