Авторизуйтесь Чтобы скачать свежий номер №30(2724) от 19.04.2024 Смотреть архивы


USD:
3.2757
EUR:
3.4954
RUB:
3.4772
Золото:
Серебро:
Платина:
Палладий:
Назад
Глобализация
06.04.2004 10 мин на чтение мин
Распечатать с изображениями Распечатать без изображений

Эксперимент не удался. Проторговались

Воссозданное Министерство лесного хозяйства начинает свою деятельность анонсом ряда масштабных проектов и мероприятий, которые должны уже к осени засвидетельствовать наведение порядка в лесной отрасли -- от плана по усилению дисциплины в организациях до инвестиций в производственные мощности и экспорт продукций переработки. Эксперимент по упразднению министерства (проведенный в рамках сокращения ведомств в сентябре 2001г.) оказался неудачным, и потребовалась новая реформа в отрасли, которая в перспективе должна стать высокодоходной и привлекательной как для бюджета, так и для иностранных инвесторов.

Воссозданное Министерство лесного хозяйства начинает свою деятельность анонсом ряда масштабных проектов и мероприятий, которые должны уже к осени засвидетельствовать наведение порядка в лесной отрасли -- от плана по усилению дисциплины в организациях до инвестиций в производственные мощности и экспорт продукций переработки. Эксперимент по упразднению министерства (проведенный в рамках сокращения ведомств в сентябре 2001г.) оказался неудачным, и потребовалась новая реформа в отрасли, которая в перспективе должна стать высокодоходной и привлекательной как для бюджета, так и для иностранных инвесторов.


Оказалось, что разведение функций восполнения и ухода за лесом (Комлесхоз, Минсельхозпрод), переработки сырья (концерн "Беллесбумпром") и торговли (институт спецэкспортеров) привело к кризису: бюджетное финансирование лесной отрасли составляет сейчас около 133 млрд.руб. в год, а возвращается в бюджет около 20 млрд.руб. Зампред прежнего Комлесхоза Николай Юшкевич объяснял такую диспропорцию низким уровнем платы за древесину на корню. Сегодня в мире только Беларусь и Россия отпускают древесину на корню, в то время как на Западе (в т.ч. в Литве и Польше, на реформы лесхозов которых ушло 7--8 лет) давно уже перешли на реализацию заготовленной древесины, а экспортируются исключительно продукты переработки. При реализации леса на корню, по оценке Н.Юшкевича, точность расчета объема продаваемой древесины составляет плюс-минус 10%, "то есть у нас из 6 млн. кубометров расчетной лесосеки 600 тыс. кубометров -- практически неучтенная древесина и соответственно недопоступление денег в бюджет". Тем временем из года в год специалисты говорят об усыхании еловых лесов и снижении сохранности, воспроизводства и качества лесных угодий.

Не лучше обстоят дела с переработкой леса и его экспортом. Экспортными контрактами занимались пять предприятий-спецэкспортеров (70% приходилось на фирму "Беллесэкспорт" Комлесхоза). Но стоило Минторгу, как органу координации и контроля внешнеторговых операций, год назад ввести регулярные слушания обоснований на выдачу лицензий по экспорту леса, как тут же обнаружились сделки, эффективные для кого угодно, кроме государства. Например, сразу было отказано в выдаче лицензии спецэкспортеру концерна "Беллесбумпром" УП "Беллесбумпромэкспорт" на вывоз в Эстонию пиловочника хвойного под видом сырья для производства целлюлозы на сумму 2 млн. евро. Партнером-посредником "Беллесбумпромэкспорта", да еще на условиях 50-процентной предоплаты, выступало некое ООО из Кыргызстана. Проведенная с участием БГТУ экспертиза ценовой спецификации материалов показала 25--30-процентное занижение стоимости товара, предельно-минимальная цена на который установлена Минэкономики на уровне 35 евро. В итоге посреднические "услуги" кыргызского ООО оценивались в 0,5 млн.евро из 2 млн. контракта. Но это лишь частный случай, наглядно демонстрирующий отсутствие четкого механизма предконтрактной подготовки внешнеторговых операций с лесом и лесоматериалами, изучения рынков сбыта, определения реальных цен, конъюнктуры и т.д.

И за год, по оценкам специалистов, ситуация мало изменилась. До сих пор ограничения для спецэкспортеров сводились лишь к предельно-минимальным ценам, установленным Минэкономики для различных видов лесоэкспорта еще несколько лет назад, причем для всех стран мира оптом. А поскольку зафиксированы предельно минимальные цены на условиях франко-граница РБ лишь гипотетически, информация о конечной цене диктуется спецэкспортерам их иностранными партнерами (посредниками), которые являются заинтересованными лицами, то подлинная эффективность сделки остается "темным лесом". В этих условиях кадры "решали все" исходя из личных, а не государственных интересов.

Поэтому на первом заседании коллегии Минлесхоза главное внимание было уделено чистоте кадров нового ведомства, основной задачей которого согласно замыслу правительства станет формирование единой государственной политики в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов, координации в этих сферах всех республиканских и местных органов госуправления, юридических лиц независимо от форм собственности. Для этого министерство может также " в пределах своей компетенции" издавать нормативные акты, обязательные для исполнения. Оно станет ведать выдачей лицензий на заготовку древесины и т.п., а также возьмется за реализацию этой древесины, "в том числе" и на аукционах. Кроме того, Минлесхоз имеет право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать централизованные инвестиционные фонды и т.д.

Отсюда значение, которое штаб отрасли уделил сохранению права расторжения контракта с работниками за нарушение правил охраны труда и техники безопасности, за причинение государству, юридическим или физическим лицам имущественного ущерба и т.д. Предусмотрено также повышение персональной ответственности руководителей за выпуск и реализацию продукции, не отвечающей требованиям стандарта. Отныне показатели по укреплению дисциплины и порядка -- в числе основных критериев оценки работы. Намечено "поднять на соответствующий уровень" также "информационно-идеологическую и пропагандистскую работу в коллективах".

Результатом этих мер должна стать эффективная система Минлесхоза, которое планирует в 2004--2006гг. инвестировать в развитие лесного комплекса 1071,4 млрд.руб. (1 USD = 2152 бел. руб.). Из общего объема инвестиций бюджетные средства составят 70,8 млрд.руб., собственные средства концерна "Беллесбумпром" и Минлесхоза -- 37,2 млрд.руб., а основная роль отводится кредитам банков -- 963,4 млрд.руб. При этом основной объем инвестиций (906,3 млрд.руб.) планируется направить на строительство завода по производству газетной бумаги в Шклове мощностью 220 тыс.т бумаги в год (при потребности внутреннего рынка РБ 60 тыс.т), а также на завершение строительства второй очереди завода ОАО "Светлогорский целлюлозно-картонный комбинат", рассчитанной на ежегодный выпуск 56 тыс.т бисульфатной небеленой целлюлозы. Также среди крупных инвестиционных проектов в Минлесхозе выделяют строительство завода по выпуску древесно-стружечных плит улучшенного качества на базе ОАО "Витебскдрев" (объем инвестиций на реализацию этого проекта уточняется). По расчетам специалистов, реализация намеченных на 2004--2006гг. инвестиционных проектов позволит к 2010г. увеличить суммарный выпуск лесобумажной продукции из 1 тыс.куб.м вывезенной из леса древесины не менее чем в 1,4 раза -- с 58,4 тыс.USD в 2003г до 83 тыс.USD в 2010г.

В соответствии с поручением А.Лукашенко концерн "Беллесбумпром" уже разработал инвестиционный проект строительства завода газетной бумаги в Шклове стоимостью 395 млн.USD. Свое участие в нем в ходе переговоров 11--12 марта в Минске официально подтвердили представители компании "Конрад Якобсон" (Германия). Планируется, что с участием германской компании будут созданы два совместных предприятия: завод по производству газетной бумаги на территории Беларуси и предприятие по сбыту продукции, которое будет зарегистрировано в Германии. Предварительно доля белорусской стороны в СП по производству бумаги составит 90%, в предприятии по ее реализации -- 10% (хотя Минэкономики РБ уже подготовило предложение по увеличению доли германского капитала в производственном СП для пропорционального участия сторон в строительстве завода). Тем не менее уже намечен перечень поставщиков оборудования и схема взаимодействия с ними. Завершить же строительство завода планируется весной 2006г.

Справка "НЭГ"

Общая площадь государственного лесного фонда Беларуси составляет около 9,2 млн.га. В 2003г. расчетная лесосека (около 6 млн.куб.м древесины) освоена на 73% против 67% в 2002г. Основной объем древесины продается в незаготовленном виде. С аукционов реализовано 1,331 млн.куб.м леса (в 2,1 раз больше, чем в 2002г). Поставки предприятиями Комлесхоза продукции на экспорт возросли в 2003г. примерно на 30% по сравнению с 2002г. -- до 43 млн.USD. На предприятия Комлесхоза приходится около 50% заготовок древесины. Еще 25% заготавливает концерн "Беллесбумпром", остальное -- прочие предприятия-резиденты, в том числе частные.

Распечатать с изображениями Распечатать без изображений